Автор Тема: Кижи  (Прочитано 8561 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18029
    • Просмотр профиля
Кижи
« : Февраль 17, 2013, 10:05:54 pm »
В.Савельев

Музей «Кижи» - историческая справка.

 
Использованная литература:
 «Кижский погост», путеводитель авторов Орфинского В.П. и Тарлер Л.Ю. 1957 года издания в Госиздательстве КАССР.
 «Остров Кижи». Авторы: Крохин В.А., Пулькин В.И., Смирнов В.И., Ямщиков С.В., 1968 год издания Карельским книжным издательством города Петрозаводска.
 «Музей-заповедник «Кижи». Путеводитель, автор -Витухновская М.А., 1988 год,  издано в Карелии г. Петрозаводск.
 «Кижи», иллюстрированный путеводитель, 2007 год, Издательство и типография «Скандинавия»
 «Традиционное земледелие в музее-заповеднике «Кижи.
 
 
 «Первые металлургические заводы в Карелии. 1670-1703» Г. М. Коваленко. Ленинград. «Наука»Ленинградское отделение. 1979 год.
 
 
Вводная информация:
 Государственный Историко — Архитектурный и Этнографический Музей — Заповедник был создан в 1966 году. Важнейшую роль в этом событии сыграл исследователь деревянного зодчества Александр Викторович Ополовников. Большие заслуги в этом событии принадлежат архитектору Виктору Петровичу Орфинскому.
 
 
Основные даты и события в истории заповедника.
 По результатам последних историко - архивных изысканий церкви - основные музейные объекты на Кижском острове - были построены в эпоху военно-промышленного «взлёта» России под управлением императора Петра Первого в конце 17 - начале18 веков. После взятия причерноморской крепости Азов в 1698 году была построена зимняя отапливаемая двумя печами Покровская церковь - при содействии владельца заонежских металлургических заводов Генри Бутенанта. Преображенская - летняя просторная неотапливаемая церковь была построена  в 1714 году -  в ходе побед над шведами в Северной войне.. Кижский погост был политическим, административным и культурным центром для близлежащего окружения из 130 деревень с 687 дворами, жители которых собирались сюда для выслушивания указов из центра, сдачи налоговых податей и обсуждения проблем территории.
 Основное население погоста состояло из предприимчивых русских, пришедших сюда  в 12 — 15 веках с юга и принёсших в своей памяти события истории Древней Киевской Руси. Века относительно спокойной истории развития погоста  и удалённости от бурных политических страстей способствовали тому, что эти события в долгие зимние  тёмные вечера в пересказах стариков своим внукам стали легендарными былинами  и сказами о русских богатырях - как потом определят этнографы, историки и филологи - Русским Эпосом. В 1860 году ссыльный студент Московского университета Павел Николаевич Рыбников в Заонежьи записал 224 текста былин Киевской Руси. Их 4-х томное издание вызвало сенсацию в культурном мире России. В 1871 году известный учёный-славянист Гильфердинг А. Ф.  проехал по следам Рыбникова, прослушал 70 исполнителей былин и записал ещё более 300 текстов. Заонежане - 4 поколения Рябининых, Василий Петрович Шевелёв (по прозвищу Щеголёнок), поэтесса — плакальщица Ирина Андреевна Федосова привлекли внимание к Заонежью не только культурных кругов России, но и всего мира. Былинные напевы, использованые при сочинении музыкальных произведений композиторами Аренским А.С., Балакиревым М.А., Бородиным А.П., Мусоргским М.П., Римским-Корсаковым Н.А., образы былинных героев написанные  художниками Билибиным И.Я., Васнецовым В.М., Врубелем М.А., Рерихом Н.К., Суриковым В.И.   принесли всемирную славу Заонежью.
 В середине 19 века власть, обеспокоенная ветхостью 150-летних церквей, приказала их отремонтировать и подновить. Купола кижских церквей были покрыты кровельным железом, а стены закрыты тёсом (досками). Эти меры позволили церквям продолжить своё   функционирование ещё более ста лет без новых ремонтных затрат и сохранить свои очертания и формы до нашего времени.  В 1926 году специалисты  уже Советской экспедиции Государственных Центральных Реставрационных Мастерских под руководством Грабаря И.Э. описали иконное убранство церквей и произвели реставрацию  исследованных объектов. В советское время при Кижском сельсовете были организованы колхозы, которые просуществовали до 1950-х годов. До 1971 года на кижской пашне в 96 гектаров работала совхозная бригада, использовавшая 2 комбайна и парк тракторов с различным сельско-хозяйственным оборудованием. Бригада кроме традиционных культур стала возделывать ещё пшеницу, горох, картошку. До 1937 года при кижских церквах существовал церковный приход. В войну с 1941 по 1944 год Кижи были окупированы, часть ценностей расхищена и утрачена. После войны СНК КФССР выпустил Постановление от 02.10.1945 года об объявлении территории Кижского архитектурного ансамбля государственным заповедником.
 В 1948 — 1956 годах на острове Кижи были проведены крупномасштабные реставрационные работы под руководством исследователя истории деревянной архитектуры  Ополовникова А.В. - с церквей была снята досчатая обшивка, с куполов жесть. В государственный заповедник «Кижи»  был перемещён и реставрирован дом Ошевнева, в котором предполагалось впоследствии развернуть экспозицию этнографической и искусствоведческой направленности. В 1960 — 1980-х годах в Правительстве Карелии шёл поиск вариантов спасения Кижского архитектурного ансамбля от естественного разрушения дождями,  ветрами и другими причинами природного характера. В 1961 году заповедник «Кижи» оформляется как отдел краеведческого музея КАССР. В 1966 году по распоряжению Совета Министров РСФСР отдел краеведческого музея КАССР становится Государственным Историко — Архитектурным Музеем «Кижи». В 1969 году сформулирован профиль музея — Историко-Архитектурный и Этнографический Музей — Заповедник. В 1972 году утверждён Генеральный план развития музея «Кижи». В 1981 — 1983 годах шла реализация проекта института «Спецпроектреставрация», по которому внутрь Преображенской церкви был внесён металлический каркас и начата поэтапная переборка стен с заменой сгнившего материала. В 1985 году поступило предложение вместо переборки старых брёвен изготовить  точную полноразмерную копию церкви из нового материала. В 1987 году состоялся конкурс проектов, в которых по требованию общественности было предписано: «Место расположения Преображенской церкви не изменять и на прежнем месте оставить  оригинал памятника, который реставрировать по последнему слову науки». В 1990 году заповедник «Кижи» включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом же году в храмы возвращена  Церковная Молитва. В 1993 году Указом Президента России заповедник «Кижи» включён в список особо ценных объектов культурного наследия РФ. В 1994 году при церквах восстанавливается церковный приход. В 1997 году священником Спасо-Кижского прихода назначен иерей Николай Озолин. В 2003 году приход был преобразован в подворье Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
 
 
Основные экспозиционные объекты музея-заповедника.
 В музее — заповеднике «Кижи» сохраняется и экспонируется 87 традиционных построек, около 40.000 предметов быта и культуры, более 500 икон, более 10.0000 письменных источников информации, около 1.500  обмерных чертежей и проектов. На их материале подготовлены экспозиции: «Кижский архитектурный ансамбль», «Кижские деревни»,  «Древняя живопись и собрание икон», «Кижские памятники археологии и природы», «Старинные колокола».
 
 
В музее «Кижи» экспонируются:
 
  • выставки древней живописи и народного прикладного искусства, технология изготовления и применения оборудования и инструментов рыболова, охотника, хлебопашца, льновода, технология изготовления средств транспорта — лодок, саней, телег, особенностей крестьянских профессий плотника и столяра, особенностей традиционного земледелия в Заонежьи.
  Музей «Кижи» развивается...
 
  •   Музей «Кижи» планирует  развернуть семь секторов экспозиции: «Русское Заонежье», «Русское Пудожье», «Русское Поморье», «Северные Карелы», «Пряжинские и Олонецкие карелы», «Кондопожские Карелы», «Вепсы». Это обусловлено тем, что этническая структура населения Карелии сложна: её населяют три коренных народа — карелы, вепсы и русские. Мало этого... Карелы по языку и образу жизни подразделяются на ливвиков  - Пряжинские и Олонецкие карелы и людиков — Кондопожские карелы. Русские различаются по устройству быта на Заонежских, Пудожских и Поморских. У всех народов есть своеобразие в материальной и духовной культуре, в истории развития. Это своеобразие работники музея планируют впоследствии отразить в экспозициях музея. Поскольку остров Кижи был центром общественной жизни для более чем 130 деревень Заонежья, Кижский музей по замыслам его сотрудников должен стать моделью в миниатюре («слепком» прошлого быта ) всей Карелии. И  это должно стать непроходящей ценностью музея «Кижи», как хранителя памятников материальной культуры, национальных особенностей коренных народов, опыта прошлой жизни и быта, идеологии и духовности, их сопровождавших и продолжающих воспитывать новые поколения населения Карелии. 140 тысяч экскурсантов в год... Много это?  Вполне достаточно? Или мало? Чтобы ответить на этот вопро, надо окунуться в хронологию исторических событий края в контексте истории России и Европы. Сделаем это...
Даты и факты истории Карелии.
 3.000 лет тому назад на территории Карелии жили финно-угорские племена. С 12 века  территория обитания карельской и вепской народностей входит в состав Новгородской феодальной республики. С юга вместе с новгородцами в край приходят подсечное и пашенное земледелие, гончарное и железоделательное ремёсла, солеварение, и в целом — просвещение. В 1227 году жители Карели Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем были обращены в православие. Начинается ещё более активное  перемещение в край русских новгородцев. Население подчиняется требованиям бояр и монастырей. В 1478 году Московское княжество подчиняет себе Новгородскую Республику. Часть владений новгородцев переписывается в царские владения и облагается налогами в пользу государя. В 1563 году состоялось первое упоминание в Писцовой книге о Кижах. В 1582 году московский дьяк А.Плещеев записал, что в Кижах есть две церкви — Преображенская и Покровская.
 
 
Из истории Западной Европы.
 В 16 веке в результате непрерывных войн и большого спроса на оружие металлургия Западной Европы подорвала древесно-топливные ресурсы территории настолько, что горожане потребовали запрета размещения доменных печей в радиусе до 200 километров от городов. Оставшись без работы, металлурги в её поисках устремились сначала в Швецию, а затем в Россию. Швеция, став самым вооружённым государством Европы, подчинила себе практически все прибалтийские государства. Балтийское море стали называть «Шведским озером». В 1615 году и Россия лишилась свободы выхода на запад через Балтийское побережье. Запалноевропейские политики старались внушить шведскому королю возможность завоевания всё ещё не колонизованной России. Походы шведских войск в Россию становились всё более угрожающими.
 В 1649 году Российский царь Алексей Михайлович Романов строит крепость Олонец на пути из Швеции на Москву, вводит институт пашенных солдат, которые сами себя кормят и учатся воевать на случай необходимости оборонить Москву от шведского нашествия. Этим солдатам необходимо дать оружие... В 1666 году в Заонежьи в деревне Фоймогуба открыто месторождение меди. В 1670 году купец Семён Гаврилов на деньги государя строит здесь вододействующее металлургическое производство. Кстати, ранее Карелии вододействующая металлургия в России была только в Москве ( Пушечный двор) да в Тульско-Каширском районе - товарищество предпринимателей иностранного происхождения, обеспечивавших металлом ремесленников оружейного промысла, работавших без использования гидро-энергии для удовлетворения запросов воинов Засечной Черты, охранявших Москву от разорительных набегов кочевников с южных степей.
 В 1674 году убыточный медеплавильный завод был продан государем иноземным предпринимателям — семье Марселисов и их компаньону Генри Бутенанту, которые создают четырёхплотинный комплекс железоделательных и кузнечных производств. Олонецкое железо стало по выгодным для предпринимателей ценам продаваться в Западную Европу. Применение гидроэнергии на заводах на тяжёлых металлургических работах сделало невыгодным крестьянское железоделательное и кузнечное ручное кустарное ремесленническое производство. Бунтуя против обогащения иноземцев через применение в металлургии гидро-энергии, крестьяне Кижского погоста нападали на заводы, разоряли производства, ломали машины, избивали  работников. Однако приближение Азовских походов Петра Первого привело к тому, что крестьяне Кижского погоста были приписаны к заводам Бутенанта и должны были теперь свой оброк царю отдавать через участие в заводских работах. В 1693 году на Кижском погосте сгорают обе церкви. В 1695 году войска Петра Первого подавляют крестьянское восстание в деревнях Кижского погоста, направленное против их приписки к заводам. Для Азовского похода на заводах Бутенанта изготавливается оборудование и оружие для двух галёр. В 1696 году Петром Первым взят Азов. После взятия Азова в Заонежьи Бутенант проводит на заводах фейерверк и праздничный обед для работников заводов в честь победы Петра Первого. В 1697 — 1698 годах состоялось «Великое Посольство» соратников Петра Первого в Западную Европу, где были ими освоены наработки западноевропейцев в металлургии, изготовлении оружия, судостроении, науке и культуре. Эти знания легли в основание ускоренного развития промышленности Карелии и России в эпоху Петра Первого. В 1698 году в документах заводов Бутенанта появляется запись об участии заводов в строительстве на  Кижском погосте зимней Покровской церкви. В 1700 году поражением под Нарвой от войск Шведского короля Карла 12 Россия начала борьбу за своё возвращение на берег Балтийского моря. В этом бою она потеряла практически всю свою полевую артиллерию — несколько сот пушек. В 1700-1721 годах во время Северной войны в Олонецком крае строятся более современные крупные вододействующие Повенецкий, Петровский и Кончезерский металлургические заводы - для изготовления корабельной оснастки (якорей, котлов, металлических листов, полос, проволоки и т.п.), оружия (клинкового, огнестрельного и артиллерийского), а также строительного инструмента (топоров, лопат, ломов и т.п.).
 В 1706 году под местечком Фруштадт после поражения объединённых армий Польши и России от шведов Карл 12 приказал 5.000 русских пленных солдат заколоть штыками. Закалывали солдат по двое в лежачем положении одним ударом сверху шведского штыка ( «Северная война» автор — историк Тарле Е.В.). Шло психологическое воздействие на народ России перед походом шведов в 1709 году на Москву. Через 2 года после Фруштадтских событий  - в 1708 году в Олонецком крае строится Покровская 25 главая церковь в деревне Анхимово. В 1709 году состоялась победа России над Швецией под Полтавой. В 1713 году состоялась победа под Гангутом. В 1714 году строится 22 главая Преображенская церковь на Кижском погосте.

В.Савельев

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля
Кижи
« Ответ #1 : Февраль 22, 2013, 04:29:12 pm »
Музей «Кижи» -из местечковой культуры в мировую!!!

Когда министр культуры России Мединский  обнародовал своё решение об отстранении от должности директора музея-заповедника «Кижи» Аверьяновой и назначении вместо неё на этот пост недавно снятого губернатора Карелии Нелидова, интернет Карелии взорвался возмущением по поводу этого решения. В здании музея «Кижи» и на улицах города появилось достаточно много женщин с плакатами, выражающими «тревогу за судьбу памятника культуры» мировой значимости. Я же, не смотря на предубеждение против любых решений этого антисоветского чиновника, уже заявившего о своей ограниченности  мышления через обнародование забот о сносе с Красной площади Ленинского мавзолея, встретил от него новость с пониманием... И вот почему...
Когда музей «Кижи» обрёл известность памятника культуры мировой значимости, то эта известность предполагала, что «Кижи» - это верхушка «айсберга», подводная часть которого скрывает огромный пласт малоизученной, неосмысленной и чрезвычайно актуальной для человечества информации. Однако прошли годы, а значимость экспозиций музея «Кижи» в воздействии на сознание человечества осталась ничтожной как с точки зрения объёма воздействия - посещаемость музея, так и с точки зрения информационного и эмоционального воздействия на сознание посетителей насыщенностью актуальной информацией.
Мне представилось, что, повидимому, эксперты ЮНЕСКО спросили Мединского: «Почему музей «Кижи» до сих пор так убог? Когда же, наконец, он станет явлением культуры мировой значимости?» И Мединский — начинающий министр культуры России - кадровым решением постарался убедить мир, что в судьбе музея «Кижи» теперь начнутся важные изменения.
Культурная общественность Карелии в интернете с возмущением утверждает: «При Аверьяновой музей «Кижи» развивался!!! А вот репутация «обанкротившегося» губернатора Нелидова обещает музею «Кижи» катастрофу???»   Справедливы ли эти возмущения???
Во-первых, как развивался музей... За многие годы развития недвижимость музея «Кижи» приросла  учебным небольшим зданием и мастерской бывшего ГПТУ №1 и совсем маленьким зданием в квартале «старого Петрозаводска» по улице Федосовой. Признаемся: некоторые частные лица Петрозаводска за это время наростили недвижимости значительно больше, чем музей, претендующий на авторитет памятника культуры мировой значимости.
Во-вторых, Музей «Кижи» совершенствует семь секторов своей экспозиции: «Русское Заонежье», «Русское Пудожье», «Русское Поморье», «Северные Карелы», «Пряжинские и Олонецкие карелы», «Кондопожские Карелы», «Вепсы»... Известно, что любая культура любого народа интернациональна по содержанию и национальна по форме. Занимаясь историей развития оружия, я поражался: насколько стремительно полезное техническое устройство, изобретённое где-либо на западе, перенималось и внедрялось в производство на востоке. Определить национальную принадлежность технического новшества, хотя она в  момент изобретения была, уже через короткий период времени невозможно... А вот верования, песни, присказки,  одежда, рецепты блюд и тому подобное связанное с сохранением информации на языке какого-либо народа, практически, по миру не «путешествуют» и являются оригинальными элементами принадлежности к какой-либо национальной культуре. А не «путешествуют» они по миру потому, что не влияют на благосостояние соседей и потому соседи к ним равнодушны. Другими словами: разработка в музее «Кижи» особенностей жизни крестьян Заонежья, Поморья, Пудожья, и так далее бесперспективна с точки зрения привлечения внимания иностранных туристов, тем более что природные условия края продиктовали практическую неразличимость орудий труда карел, вепсов и русских, применяемых в одной эпохе.
В третьих, в музее «Кижи» созданы: педагогический коллектив энтузиастов музейной педагогики «Детский Музейный Центр»  с программами  и методиками воспитания детей у музейных экспозиций, «Музейное хозяйство «Крестьянское земледелие», «Фольклорно-этнографический театр»,  демонстрирующий одежды, песни, танцы, обряды, навыки, верования и традиции из прошлого крестьянского быта, «Музейная мастерская «Ожившая экспозиция», специалисты которой демонстрируют вживую крестьянские ремёсла и промыслы: прядение, ткачество, берестоплетение, изготовление деревянных игрушек, вышивку, изготовление повойника (головного убора), изготовление тканных поясов, плетение кружев на коклюшках, изготовление бисерных украшений, золотое шитьё и т. п.  Извините, но всё это немалые затраты денег , труда и времени на исследования, разработку методик и обучение детей неэффективной в перспективе работе. Да, всё это даёт занятость учителям, вовлекает в жизнь музея школьников, формирует позитивную отчётность значимости музея «Кижи» в жизни Петрозаводска. Но всё это мало повлияет на развитие общества будущего, всё это явления местнической культуры, которые девальвируют авторитет музея «Кижи» в качестве памятника мировой культуры.
В четвёртых, на выставках музея «Кижи» часто можно приобрести совершенно бесплатно цветные буклеты. Бесплатно — это плохо! Бесплатно — это значит малоинтересная и  малонужная посетителю информация, которую кто-то за зарплату формировал, тиражировал...  Помню: в одном авторитетном музее рылся в продаваемых буклетах за 200 рублей штука, удивлялся дороговизне, но в конечном итоге купил потому, что понял : сейчас не куплю-этой нужной информации у меня никогда не будет. Если в музее с авторитетом значимости в мировой культуре есть бесплатные буклеты, значит научным сотрудникам музея платят деньги зря.
В том, что музей «Кижи» убог и развивается в неправильном направлении, я убедился после посещения Стокгольмского «Музея корабля «Васа». 400 лет тому назад шведский король Васа, инспектируя флагманский корабль своего флота, повелел в отличие от других линейных кораблей на флагмане добавить четвёртую артиллерийскую палубу. Строители послушались короля, но при испытательном выходе судна на воду из-за поднятого пушками 4-ой артиллерийской палубы над водой центра тяжести корабля лёгкий ветер моментально повалил его на воду и корабль утонул. Через 400 лет корабль подняли и сделали из него музейный объект. Главное: рядом с законсервированным музейным объектом шведские специалисты музейного дела на многих этажах музейного комплекса расположили выставки, рассказывающие о природе, истории, политике, уровне науки, просвещения, производственных технологий и т. п. Шведского государства того времени. Мало этого — в сувенирном магазине музея «Васа» на десятках языков мира (в том числе и на русском) продаётся продуманно проиллюстрированная литература, раскрывающая посетителю музея факторы, которые определили причины того, почему в 15-16 веках государства западной Европы утратили военное могущество, а Швеция стала сосредоточием всего западно-европейского научного, производственного и военного опыта, на основе которого Балтийское море стала «Шведским озером» и все прибалтийские государства «трепетали» перед могуществом шведской военщины. Шведский музей «Васа» - по вынесенным из него моим впечатлениям — это яркий пример оформления музейного объекта в памятник культуры мировой значимости.
А теперь ещё раз присмотримся к нашему музею «Кижи». Преображенская церковь... Её изображениие украшает фойе «ЮНЕСКО» и монументальное историко-живописное полотно «Россия» художника И. Глазунова. Церковь принадлежит к эпохе Петра Первого. Эта эпоха характеризуется тем, что Петровское Российское государство (наука, система просвещения, системы управления, производство, армия, флот) в течение 20 лет разгромило самое сильное в мире западноевропейское Шведское государство, формировавшееся и набиравшее силу более сотни лет своего развития. Как это было достигнуто? Разве это не загадка Русской истории, к которой необходимо приводить всё новые и новые поколения молодёжи мира и помогать ей понять исторические законы и действенность факторов развития государств и народов? Если бы экспозиции Музея «Кижи» оформлял патриот России и русского народа, он бы увязывал материалы истории изумительных церквей с историей Олонецких горных заводов и победами заводским оружием вооружённых сил России над шведами. Он бы отмечал, что Преображенская церковь — это, повидимому, результат работы в морозы (когда заводы не работают) большой бригады опытнейших заводских плотников, в руках которых было достаточно много высококачественных топоров, изготовленных в условиях круглосуточно вододействующих весной, летом и осенью металлургических заводов. С 1670 года в Заонежьи, плотники накапливали опыт содержания плотин, водоводных лотков, мельничных колёс и металлургических механизмов, а металлурги учились получать всё более прочную продукцию во всё больших количествах. С началом в 1700 году Северной войны со Швецией в Прионежьи строятся более крупные и совершенные металлургические производства — Повенецкий, Кончозерский и Петровский заводы. Корабельная оснастка (якоря, котлы, металлические листы, крепёж), клинковое, огнестрельное и артиллерийское вооружение , боеприпасы, топоры, лопаты, кирки, ломы и другая аналогичная продукция пошли с заводов в огромных количествах, обеспечивая будущие успехи действий Российских армии и флота. В Прионежье был привлечён западно-европейский опыт строительства заводов и кораблей. Здесь работали как зарубежные, так и свои-уральские и тульские специалисты. Здесь была открыта первая в России школа для обучения заводских детей, здесь было положено начало работе Г. В. Геннина над первым в России системным иллюстрированным трудом по организации металлургических производств. Разгром Россией Швеции был результатом трудной и сложной работы по созданию и эффективному использованию заводской металлургии, зримым свидетельством развития которой сегодня являются сложные по конструкции вдохновляющие по образу кижские деревянные церкви.
На мой взгляд, чтобы довести музей «Кижи» до уровня явления культуры мировой значимости, необходимо в Петрозаводске сформировать параллельно кижским экспозициям крестьянского быта экспозицию, отражающую роль металлургии нашего края в возвращении России на Азовское, Балтийское и Чёрное моря, показать эту роль в развитии масштабов металлургии, в развитии науки и техники, в лицах талантливых инженеров, изобретателей, предпринимателей, государственных руководителей. Кижские церкви не должны быть  единственным и главным объектом музея. Они должны стать всего лишь одним из дошедших до нас явлений Российской истории 17 века, в котором отразились и сохраняются научные, производственные и духовные  переживания людей славного Петровского периода истории России. Объектами музеефицирования дополнительно  должны стать рудные разработки, остатки заводских сооружений Петровской эпохи, заводская продукция того времени. До 1980-х годов металлургическую тему добротно освещал Краеведческий музей, располагавшийся в здании Александра Невского церкви, но теперь экспозиция краеведческого музея для познания промышленной истории Карелии мало пригодна. Убеждён: основной багаж знаний о музее «Кижи» туристы должны получать в Петрозаводске, обустроенном краеведческими выставками, книжными и сувенирными магазинами, гостиницами, столовыми, театрами, досуговыми учреждениями и т. п. После продуманной обработки сознания туристов в  Петрозаводске экскурсии непосредственно в музей «Кижи» можно организовывать более эффективно и проводить с минимальной нагрузкой туристического потока на экологию  заповедника. Музей «Кижи» по преподаваемому материалу может и должен подняться из местечковой по своей значимости культуры к уровню музейного объекта мировой значимости.

Приложения:
Из истории музея «Кижи»
Государственный Историко — Архитектурный и Этнографический Музей — Заповедник был создан в 1966 году. Важнейшую роль в этом событии сыграл исследователь деревянного зодчества Александр Викторович Ополовников. Большие заслуги в этом событии принадлежат архитектору Виктору Петровичу Орфинскому.
По результатам историко - архивных изысканий основные музейные объекты музея  «Кижи» - церкви - были построены в эпоху военно-промышленного «взлёта» России под управлением императора Петра Первого в конце 17 — начале 18 веков. После взятия причерноморской крепости Азов в 1698 году была построена зимняя отапливаемая двумя печами Покровская церковь, Построена она была  при содействии владельца заонежских металлургических заводов Генри Бутенанта. Преображенская - летняя просторная неотапливаемая церковь - была построена  в 1714 году -  в ходе побед над шведами в Северной войне , повидимому, зимой бригадой заводских плотников, которым в период обмерзания заводского гидрооборудования ввиду приостановки деятельности заводов плотницкой работы не было... Кижский погост был политическим, административным и культурным центром для близлежащего окружения из 130 деревень с 687 дворами, жители которых собирались сюда, к церквям, для выслушивания указов из центра, для сдачи налоговых податей и обсуждения проблем территории.
 Основное население погоста состояло из предприимчивых русских, пришедших сюда  в 12 — 15 веках с юга и принёсших в своей памяти события истории Древней Киевской Руси. Века относительно спокойной истории развития погоста  и удалённости от бурных политических страстей способствовали тому, что эти события в долгие зимние  тёмные вечера в пересказах стариков своим внукам стали легендарными былинами  и сказами о русских богатырях - как потом определят этнографы, историки и филологи - Русским Эпосом. В 1860 году ссыльный студент Московского университета Павел Николаевич Рыбников в Заонежьи записал 224 текста былин Киевской Руси. Их 4-х томное издание вызвало сенсацию в культурном мире России. В 1871 году известный учёный-славянист Гильфердинг А. Ф.  проехал по следам Рыбникова, прослушал 70 исполнителей былин и записал ещё более 300 текстов. Заонежане - 4 поколения Рябининых, Василий Петрович Шевелёв (по прозвищу Щеголёнок), поэтесса — плакальщица Ирина Андреевна Федосова привлекли внимание к Заонежью не только культурных кругов России, но и всего мира. Былинные напевы, использованые при сочинении музыкальных произведений композиторами Аренским А.С., Балакиревым М.А., Бородиным А.П., Мусоргским М.П., Римским-Корсаковым Н.А., образы былинных героев написанные  художниками Билибиным И.Я., Васнецовым В.М., Врубелем М.А., Рерихом Н.К., Суриковым В.И.   принесли всемирную славу Заонежью.
 В середине 19 века власть, обеспокоенная ветхостью 150-летних церквей, приказала их отремонтировать и подновить. Купола кижских церквей были покрыты кровельным железом, а стены закрыты тёсом (досками). Эти меры позволили  церквям продолжить своё   функционирование ещё более ста лет без новых ремонтных затрат и сохранить свои очертания и формы до нашего времени.  В 1926 году специалисты  уже Советской экспедиции Государственных Центральных Реставрационных Мастерских под руководством Грабаря И.Э. описали иконное убранство церквей и произвели реставрацию  исследованных объектов. В советское время при Кижском сельсовете были организованы колхозы, которые просуществовали до 1950-х годов. До 1971 года на кижской пашне в 96 гектаров  работала совхозная бригада, использовавшая 2 комбайна и несколько тракторов с различным сельско-хозяйственным оборудованием. Бригада кроме традиционных культур - ржи и овса - стала возделывать  пшеницу, горох, картошку. До 1937 года при кижских церквах существовал церковный приход. В войну с 1941 по 1944 год Кижи были окупированы, часть ценностей была расхищена и утрачена. После войны СНК КФССР выпустил Постановление от 02.10.1945 года об объявлении территории Кижского архитектурного ансамбля государственным заповедником.
В 1948 — 1956 годах на острове Кижи были проведены крупномасштабные реставрационные работы под руководством исследователя истории деревянной архитектуры  Ополовникова А.В. - с церквей была снята досчатая обшивка, с куполов жесть. В государственный заповедник «Кижи»  был перемещён и реставрирован дом Ошевнева, в котором предполагалось и впоследствии развернулась экспозиция этнографической и искусствоведческой направленности. В 1960 — 1980-х годах в Правительстве Карелии шёл поиск вариантов спасения Кижского архитектурного ансамбля от естественного разрушения дождями,  ветрами и другими причинами природного характера. В 1961 году заповедник «Кижи» оформляется как отдел краеведческого музея КАССР. В 1966 году по распоряжению Совета Министров РСФСР отдел краеведческого музея КАССР становится Государственным Историко — Архитектурным Музеем «Кижи». В 1969 году сформулирован профиль музея — Историко-Архитектурный и Этнографический Музей — Заповедник. В 1972 году утверждён Генеральный план развития музея «Кижи». В 1981 — 1983 годах шла реализация проекта института «Спецпроектреставрация», по которому внутрь Преображенской церкви был внесён металлический каркас и начата поэтапная переборка стен с заменой сгнившего материала. В 1985 году поступило предложение вместо переборки старых брёвен изготовить  точную полноразмерную копию церкви из нового материала. В 1987 году состоялся конкурс проектов, в которых по требованию общественности было предписано: «Место расположения Преображенской церкви не изменять и на прежнем месте оставить  оригинал памятника, который реставрировать по последнему слову науки». В 1990 году заповедник «Кижи» включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом же году в храмы возвращена  Церковная Молитва. В 1993 году Указом Президента России заповедник «Кижи» включён в список особо ценных объектов культурного наследия РФ. В 1994 году при церквах восстанавливается церковный приход. В 1997 году священником Спасо-Кижского прихода назначен иерей Николай Озолин. В 2003 году приход был преобразован в подворье Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
Основные экспозиционные объекты музея-заповедника.
В музее — заповеднике «Кижи» сохраняется и экспонируется 87 традиционных построек, около 40.000 предметов быта и культуры, более 500 икон, более 10.0000 письменных источников информации, около 1.500  обмерных чертежей и проектов. На их материале подготовлены экспозиции: «Кижский архитектурный ансамбль», «Кижские деревни»,  «Древняя живопись и собрание икон», «Кижские памятники археологии и природы», «Старинные колокола», а также выставки народного прикладного искусства,  технологий изготовления и применения оборудования и инструментов рыболова, охотника, хлебопашца, льновода, технологий изготовления средств транспорта — лодок, саней, телег, особенностей крестьянских профессий плотника и столяра, особенностей традиционного земледелия в Заонежьи...
140 тысяч экскурсантов в год... Много это?  Вполне достаточно? Или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, надо окунуться в хронологию исторических событий музейно-заповедного края в контексте истории России и Европы, оценить значимость этих событий для истории, оценить результаты исследовательской работы коллектива Кижского музея по глубине и широте проникновения в исторический материал, оценить результативность пропаганды научно-исторических выводов и научных изданий музейного коллектива. Сделаем это...
Даты и факты истории Карелии.
3.000 лет тому назад на территории Карелии жили финно-угорские племена. С 12 века  территория обитания карельской и вепской народностей входит в состав Новгородской феодальной республики. С юга вместе с новгородцами в край приходят подсечное и пашенное земледелие, гончарное и железоделательное ремёсла, солеварение, и в целом — просвещение. В 1227 году жители Карели Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем были обращены в православие. Начинается ещё более активное  перемещение в край русских новгородцев. Население подчиняется требованиям бояр и монастырей. В 1478 году Московское княжество подчиняет себе Новгородскую Республику. Часть владений новгородцев переписывается в царские владения и облагается налогами в пользу государя. В 1563 году состоялось первое упоминание в Писцовой книге о Кижах. В 1582 году московский дьяк А.Плещеев записал, что в Кижах есть две церкви — Преображенская и Покровская.
В 16 веке в результате непрерывных войн и большого спроса на оружие металлургия Западной Европы подорвала древесно-топливные ресурсы своей территории настолько, что горожане потребовали запрета размещения доменных печей в радиусе до 200 километров от городов. Оставшись без работы, металлурги в её поисках устремились сначала в Швецию, а затем в Россию. Швеция, став самым вооружённым государством Европы, подчинила себе практически все прибалтийские государства. Балтийское море стали называть «Шведским озером». В 1615 году и Россия лишилась свободы выхода на запад через Балтийское побережье. Отвлекая внимание шведской военщины от себя и своих богатств, западно-европейские политики старались внушить шведскому королю возможность завоевания всё ещё не колонизованной России. В результате походы шведских войск в Россию становились всё более угрожающими.
В 1649 году Российский царь Алексей Михайлович Романов строит крепость Олонец на пути из Швеции на Москву, вводит институт пашенных солдат, которые сами себя кормят и учатся воевать на случай необходимости оборонить Москву от шведского нашествия. Этим солдатам необходимо дать оружие... В 1666 году в Заонежьи в деревне Фоймогуба открыто месторождение меди, из которой можно было наладить производство огнестрельного оружия. В 1670 году купец Семён Гаврилов на деньги государя строит здесь вододействующее металлургическое производство. Кстати, ранее Карелии вододействующая металлургия в России была только в Москве ( Пушечный двор) да в Тульско-Каширском районе (товарищество предпринимателей иностранного происхождения, обеспечивавшее металлом ремесленников оружейного промысла,  удовлетворявших запросы воинов «Засечной Черты», охранявшей Москву от разорительных набегов кочевников с южных степей). Почему государь А. М. Романов выделил купцу Гаврилову деньги на  строительство завода? Потому, что создание вододействующего металлургического производства — дело очень дорогое... На реке нужно построить плотину. С плотины вывести водоводы — каналы по которым вода подойдёт к мельничным колёсам и низвергаясь на них станет приводить в движение воздуходувки и кузнечные молота. Строительство — это уже труд многих квалифицированных людей, которых продолжительное время надо кормить и труд которых организовывать и обеспечивать  материалами. После окончания строительства завода начинаются новые  не менее сложные проблемы — надо круглосуточную многомесячную летнего периода работу завода непрерывно обеспечивать рудой, топливом, управлением. Сложно и дорого... Но зато в результате в случае успеха один вододействующий молот неутомимо круглосуточно будет выдавать производительность труда около сотни кузнецов-молотобойцев. Задача сложная, но многообещающая... Однако, строительство завода Гаврилова, поспособствовав техническому просвещению заонежских крестьян, обернулось убытками ввиду недостаточности запасов при заводе меди. В 1674 году убыточный медеплавильный завод был продан государем иноземным предпринимателям — семье купцов Марселисов и их компаньону Генри Бутенанту, которые на свои деньги и своими людьми создают четырёхплотинный комплекс железоделательных и кузнечных производств. Олонецкое железо стало по выгодным для предпринимателей ценам продаваться в Западную Европу. Применение гидроэнергии на заводах на тяжёлых металлургических работах сделало невыгодным местное крестьянское железоделательное и кузнечное ручное кустарное ремесленническое производство. Более качественные (углеродистая сталь) заводские топоры пошли в больших количествах по более низким ценам в продажу местным жителям. Бунтуя против своего обнищания и обогащения иноземцев через применение в металлургии гидро-энергии, крестьяне Кижского погоста нападали на заводы, разоряли производства, ломали машины, избивали  работников. Однако планирование Азовских походов Петром Первым привело к тому, что крестьяне Кижского погоста были приписаны к заводам Бутенанта. Теперь крестьяне должны были свой оброк царю отдавать через участие в заводских работах по заготовке и доставке топлива и руды. В 1693 году на Кижском погосте сгорают обе церкви. В 1695 году войска Петра Первого подавляют крестьянское восстание в деревнях Кижского погоста, направленное против их приписки к заводам. После этого для Азовского похода на заводах Бутенанта изготавливается оборудование и оружие для двух галёр. В 1696 году Петром Первым взят Азов. После взятия Азова в Заонежьи Бутенант проводит на заводах фейерверк — первый салют в честь события произошедшего в огромной дали от Заонежья - и праздничный обед для работников заводов в честь победы  Петра Первого. В 1697 — 1698 годах состоялось «Великое Посольство» соратников Петра Первого в Западную Европу, где ими были освоены наработки западноевропейцев в металлургии, изготовлении оружия, судостроении, науке и культуре. Эти знания легли в основание ускоренного развития промышленности Карелии и России в эпоху Петра Первого. В 1698 году в документах заводов Бутенанта появляется запись об участии заводов в строительстве на  Кижском погосте зимней Покровской церкви. В 1700 году поражением под Нарвой от войск Шведского короля Карла 12 Россия начала борьбу за своё возвращение на берег Балтийского моря. В этом бою она потеряла практически всю свою полевую артиллерию — несколько сот пушек. В 1700-1721 годах во время Северной войны в Олонецком крае строятся более совершенные и производительные крупные вододействующие Повенецкий, Петровский и Кончезерский металлургические заводы - для изготовления корабельной оснастки (якорей, котлов, металлических листов, полос, проволоки и т.п.), оружия (клинкового, огнестрельного и артиллерийского), а также строительного инструмента (топоров, лопат, ломов и т.п.). Металлургическая база производства корабельной оснастки и вооружений начала выдавать в войска победоносную продукцию во всё возрастающих количествах. И в эти же годы в нашем краю строятся изумительные деревянные церкви.

Воспоминания, наблюдения, размышления, предложения...
В 1950-х годах в Кижи я ездил рейсовым пароходом Петрозаводск — Великая Губа. Путь до Кижей занимал около 4 часов. На пароходе транслировали музыку, молодёжь устраивала танцы. Цена билета была копеечная. Вместимость парохода основательная. К  2000-х годам водопогружённые пароходы и теплоходы сменили суда на подводных крыльях. Скорость выросла в 4 раза (продолжительность поездки стала около 1 часа).  Если раньше стоимость билета составляла порядка сотой части месячной зарплаты или пенсии, то теперь она составляет порядка от четверти до десятой части тех же выплат, то есть выросла 10 - 25 раз и теперь Заонежье стало доступным не для всех. На теплоходе не до танцев -  все сидят плечом к плечу. Могла бы звучать музыка или записанная на магнитофон лекция краеведа Карелии (раньше звучала), но теперь не звучит. Короче говоря, наработанный в Советское время престиж посещения «Кижей» проедается современными музейными комерсантами.
Думается, что возвращение на маршрут просторных теплоходов, использование времени при движении в Кижи для просвещения и распространения книжно-справочной иллюстрированной сувенирной продукции, а дорога обратно для ресторанно — танцевальной и развлекательно-концертной  программы сделали бы экскурсию в «Кижи» популярным и более доступным отдыхом.

Главные «жемчужины» Государственного Историко-Архитектурного и Этнографического Музея-Заповедника  «Кижи» - Это Преображенская церковь и дом зажиточного крестьянина Ошевнева. В каждом из этих объектов есть свои «изюминки».
Преображенская церковь срублена из бревна и имеет высоту 37 метров — с совремнный 12 этажный дом. Она располагает громадными внутренними объёмами, стройна и красива, естественно вписана в ландшафт острова и очень - очень далеко видна. Секрет её популярности в талантливом использовании плотниками сочетания рубленых клетей и восьмериков. Если взять брёвна одинаковой длины и срубить из них четырёхугольную клеть и восьмиугольный многоугольник, то окажется что восьмиугольник при двухкратном увеличении затрат материалов образует внутреннее помещение площадью в три раза больше. Кроме этого... Восьмерик устойчивее, брёвна в нём лучше и быстрее слёживаются, не открывая щелей. И ещё, в церкви возникает подсознательное чувство уважения к сложности труда создателей восьмерика, к эффективности их работы, и это внушает зрителю восторг перед мастерством, создающим впечатляющие сложные объёмные формы.
 На эффективности восьмерика базируется привлекательность практически всех часовен Заонежья. Среди клетей жилых домов необычные формы часовен заявляют о себе как о здании общественного назначения. Почти в каждой часовне есть колокольня - для извещения жителей о чём-то важном, есть крыльцо - с которого удобно говорить в толпу односельчан, видеть их реакцию, слышать комментарии, есть трапезная - где в укрытии от дождя и холода можно обсудить указы государя и сельские нужды, есть иконостас - у которого можно вглядеться и вдуматься в судьбы предков, сверить свои мысли, устремления, мораль и чувства с традициями прошлого.
Если часовня — общественный центр села, то церкви были общественными центрами погостов. На Кижском погосте решались вопросы жизни 130 окружающих деревень, содержавших 687 крестьянских хозяйств. Для решения проблем такого количества родов и семей съезды представителей требовали больших помещений и более высоких крылец — трибун. Естественно, серьёзные дела решались в тёплое время — чтобы как можно больше умов из самых дальних краёв могли принять участие в рассуждениях, а ценная информация попала в наибольшее количество семей. И поэтому на местах деревенских съездов строились большие высокие неотапливаемые церкви - летние. А для удовлетворения таких же потребностей зимой — меньшие с печами отопления — зимние церкви. На Кижском погосте ввиду масштабности крестьянских съездов ( кстати, наверняка связанных с деятельностью заводов) для упрощения конструкции церквей колокольню не стали совмещать с церковью и поставили отдельно стоящей.
Поиск решения задачи укрыть летом от непогоды максимальное число приезжих привёл к идее прируба к восьмерику летней церкви  клетей, которые системой переходов образовали огромную трапезную. У летней нарядной Преображенской церкви к неширокому входу в помещение подведены 2 лестничных марша. Это сделано было, по-видимому, для того, чтобы рядом с глашатаем могли разместиться наиболее авторитетные крестьяне деревень, которые бы следили за настроением масс и подсказывали глашатаю ход ведения собрания. По сути крыльцо выполняло задачу современного президиума собраний.
Теперь об архитектурных формах загадочных Кижских церквей...Пламя огня бытует в жизни людей около 2 миллионов лет. Его живительная сила в холод и уничтожающая мощь при пожарах не могли не оставить следа в генетической памяти — коде человечества и его выходов в подсознание.. Войдите в церковь — десятки горящих свечей стоят на подносах в память ушедших из жизни и во здравие живых близких. Выйдите из церкви, оглянитесь на неё — разве не напоминают вам её золочёные купола, стоящие на белых барабанах, церковные свечи, обращённые пламенем к небу. В истории деревенской храмовой деревянной архитектуры известны 2 церкви — Кижская Преображенская и погибшая Покровская  в деревне Анхимово в районе Вознесенья Вологодской области, облик которых ассоциируется не с традиционно горящими на подносе церковными свечками, а с огромным факелом огня поднимающимуся прямо из земли. Не напоминает вам это «Вечные Огни Славы»  на местах захоронений жертв мировых войн? Этот посыл привёл меня к мысли о том, что за необычной формой Анхимовской и Кижских церквей, повидимому, стоит потрясение сознания строителей церкви какими-либо событиями в канун их строительства. И такие события нашлись...
Покровская Кижская церковь была построена после взятия Азова, в котором своими металлоизделиями участвовали работники заонежских металлургических заводов Буттенанта и обеспечивавшие  труд металлистов рудой, топливом и перевозками крестьяне Кижского погоста. После взятия Азова Бутенант в честь этой победы устроил на своих заводах пушечную пальбу и фейерверк в ознаменование событий произошедших так далеко от Карелии. Особенность Покровской церкви в короне из 9 куполов, а это уже намного сложнее конструкция, чем конструкции строившихся ранее однокупольных шатровых церквей. И уже впечатление от этой кострукции наводит на мысль, что сложная конструкция стала по силам плотникам потому, что заводы обеспечили их качественными топорами и высокими навыками работы.
Покровская Анхимовская церковь (сгорела в 1963 году) — 20-главая факелоподобная — была построена в 1708 году — через 2 года после трагического убийства шведами 5.000 пленных русских солдат в 1706 году под Фруштадтом.  Солдат заставляли попарно ложиться грудью друг на друга и одним ударом шведского штыка убивали обеих. Шло психическое воздействие на народ России перед походом шведов в 1709 году на Москву. (прочитано в книге Тарле «Северная война») Думается, что весть об этом разнеслась по России мгновенно. И вероятно факельная форма Анхимовской церкви родилась из чувства сострадания и гнева всего населения России, которые потрясли и плотников и вдохновили их на  «модернистскую» схему замысла церкви.
Преображенская 22-главая церковь в Кижах построена в 1714 году. Этому году предшествовали победа под Полтавой и победа при Гангуте. Война ещё не кончилась, но победный дух уже витал по России. Чувство восторга от побед и приходящей к России славы сильнейшего государства Европы могли быть основанием для нового вдохновения плотников на строительство необычной памятной конструкции церкви.
У славы плотников того времени был ещё один многое определяющий фактор... Каждый куполок очень непростой формы стоит на круглой «бочке», которая в свою очередь врублена либо в килеобразную крышу, либо стоит на восьмерике... И всё это сооружение церковной крыши покрыто десятками тысяч чешуек осинового лемеха и тоже далеко не элементарной формы... Другими словами трудоёмкость строительства таких церквей огромна. И она требовала не только искуссных рук плотников, но и работоспособного инструмента, то есть таких топоров, лезвия которых держали бы заточку весь рабочий день. И таких топоров и приспособлений для заводских работ, для кораблестроения и для строительства церквей требовалось немало. Историческая литература по истории металлургии утверждает, что во времена крестьянского железоделательного ремесленничества, когда топоры изготавливались ручной ковкой из низкоуглеродистого железа, полученного в крестьянских домницах высотой до одного метра с дутьём в горн воздуха вручную.  Топоры металлические даже тогда  были баснословно дороги. Не в каждой даже деревне были металлические топоры. В те времена из саней подбивались железом полозья только десятой их части. Чтобы появилась возможность строить церкви  сложных конструкций, в России должны были появиться металлургические производства, использующие гидроэнергию для накачки воздуха в необходимых количествах в доменные печи шестиметровой высоты, способные науглераживать железо, а продукция которых, в частности топоры становились продукцией качественной, дешёвой и массовой под вододействующими молотами.
Кижские церкви и Анхимовская церковь, построенные во времена Петровской промышленной революции, осуществлённой на опыте и знаниях «Великого Посольства» в Западную Европу, стали символами высококачественных инструментов того времени производимых в массовом порядке. Но необходимо вновь напомнить, что высококачественный инструмент в первую очередь изготовлялся для строительства заводов и кораблестроения. На смену Петровским победоносным кораблям пришли иные корабли и свидетельством качества топоров Петровской эпохи сегодня остались только церкви, в какой-то степени затенившие главный смысл изготовления крепких топоров. Есть ещё один аспект у этой темы... Пётр Первый всегда высоко чествовал прибыльщиков, то есть тех людей, которые придумывали способы наполнения казны деньгами. У всех на слуху изобретение платной гербовой бумаги, которую должны были покупать все, кто желал донести до государя свои мысли. Кижская и Анхимовская церкви были поставлены на транспортных путях, ведущих от Петровского завода как на север, так и на юг страны. Те предприниматели, которые ехали с юга на север проезжая через Анхимово видели Покровскую церковь, восторгались, поражались и узнавали, что топоры для её строительства изготавливались на Петровском заводе. За время проезда до завода предприниматель мог прикинуть свои возможности по заказу топоров и выгоды при их продаже по деревням России. Кижская церковь готовила к принятию решения о заказе петрозаводских топоров предпринимателей едущих с севера. Вполне возможно, что идея  места  расположения сложнейших красавиц-церквей родилась в голове Меншикова А.Д. и имела смысл через государевы заводы увеличить поступление денег в казну. Во всяком случае логика в этом рассуждении есть...
Возникает вопрос: почему крестьяне не построили больше церквей-красавиц? А потому, что крепкими и массовыми стали не только топоры, но и камнеобрабатываищий инструмент. Ну, а поскольку каменные церкви стоят дольше деревянных, то заказчики строительства церквей — религиозные деятели стали теперь заказывать каменное строительство зданий религиозного назначения. Эпоха строительства деревянных церквей закончилась с окончанием «Северной войны».
Я всегда с предубеждением относился к легенде о плотнике Несторе, который после постройки Преображенской церкви бросил свой топор в озеро со словами похвальбы. Скорее всего, легенда эта, украсившая рассказы экскурсоводов и популярную литературу, не что иное, как  придумка писателя или журналиста, не знакомого с историей металлургии. Учитывая стоимость железа и топоров того времени, ни один плотник не выбросил бы даже кусочка самого бросового железа в озеро, а отнёс бы его кузнецу для перековки металлолома в нож, стамеску, иное новое изделие. В 1967 году я женился на жительнице западной Белоруссии и был поражён, что тёща несла в дом любую железяку, чтобы впоследствии заплатить ею кузнецу в случае обращения к нему за помощью в ремонте инструментов. А тут нормальный топор из честолюбия в воду бросить? Нет, не было в истории Кижей Нестора...
 
Подведём итог... История строительства Кижских церквей вне фактов истории появления и развития в округе металлургических вододействующих производств, массово давших плотникам высоокачественный инструмент и опыт работы, нереальна. Кстати архитектура и оформление жилых крестьянских домов также наводит на  мысль причастности к истории музея «Кижи» металлургических заводов.
Когда Онежский тракторный завод, имевший в истоках своей истории Петровский завод, шефствовал над заонежским совхозом «Прогресс», мне довелось в гостиннице в Великой Губе услышать рассказ о том, что когда политические руководители Карелии осмотрели экспозицию музея «Кижи», они задались вопросом: «По музейной выставке выходит, что до революции крестьяне жили в хоромах типа дома Ошевнева или Елизарова. Но это же не идёт ни в какое сравнениен с жильём советских крестьян. Посетитель задастся вопросом: «А что дала социалистическая революция крестьянству?» И чтобы такой вопрос не возникал, устроителям Кижского музея было дано задание: найти и установить в Кижах дом крестьянина — бедняка. И такой дом с отоплением по чёрному был установлен.
А ведь действительно дома крестьян Заонежья (в отличие от домов пудожан) поражают своими размерами, продуманностью планировок, изящностью убранства, удобствами для жизни и быта в условиях Карелии. И за строительством такого дома опять стоит огромная трудоёмкость, большие вложенные средства и добротный инструмент. И опять напрашивается мысль, что крестьяне Заонежья от службы при заводах на заготовке руды, угля, камня, оказания транспортных услуг имели не только тяготы, но и выгоды, в частности, напрашивается вывод, что завод для пользы своих дел обеспечивал крестьян топорами и другим металлическим качественным инструментом, с помощью которого крестьяне не только обеспечивали заводы необходимыми топливом и рудой, но и обустраивали свой быт, а может и приторговывали выдаваемым инструментом. Кроме того, посещение крестьянами заводских производств, случайные знакомства с механизмами и заводской организацией труда давали крестьянам готовые технические решения для использования в быту и амбиции на изобретательство и  рационализацию своего быта. Взгляните на дома Пудожского сектора... Похоже,  что удаление пудожских крестьян от дорог, проходивших через металлургические заводы, архитектуру их жилищ законсервировало на стадиях, когда вододействующих металлургических производств в Карелии ещё не было.


Работники Государственного музея-заповедника «Кижи» могут и должны гордиться своим собранием редкостей и наработок информации по истории крестьянского быта, но они не должны забывать, что всё ими охраняемое - это перевёрнутая страница истории, что посетителям музея «Кижи» знание прошлого необходимо как трамплин для броска в будущее, как осознание способов и методов достижения успеха в устремлениях к благосостоянию, превышающем благосостояние соседей, в устремлениях к свободному развитию. Вдохновляющая и поразительно сложная форма церкви и её размеры, скрытые в них качество и объёмы производства строительных  инструментов, их цены, массовость применения на строительстве плотницкого труда очень умных и опытных специалистов, конструктивные особенности сооружения и технологии строительства, даты строительства, заинтересованное отношение широких масс жителей к строительству церкви, её бережному сохранению в течение веков — всё это говорит о том, что «Кижи» - это верхушка айсберга, это символ сути  эпохи Петра Великого, когда умом, опытом и трудом жителей северо-западного края Россия, разгромив сильнейшее государство западной Европы, страна вернула себе присутствие на Балтике и устремилась к авторитету мировой державы. В «Кижах» при соответствующем оформлении музейного объекта мировая общественность могла бы обретать опыт возрождения государством прогрессивного общественного развития и успешного строительства сильнейшего по сравнению с современниками государства. Кстати, методика этого строительства вечна. И, именно, через неё провёл Сталин Росию в мировую державу СССР. И через этот опыт, если удастся, придётся пройти нашим детям и внукам в возвращении могущества нашей стране после вакханалии коррупции и приватизаций.
Итак, всё вышесказанное говорит о том, что идеологический, просвещенческий, духовный, исторический, эстетический и коммерческий потенциал музея «Кижи» ЮНЕСКО оценён правильно, но мы в Карелии до сих пор не реализовали его в авторитет музейного объекта мировой значимости. И может быть смена директора музея «Кижи» поможет нам превратить музей из местечкового явления культуры в объект культуры мировой значимости.

На фото — Ровесники кижской Преображенской церкви в музеях России:

1-3 Якорь 1723 года, установлен памятником у Центрального музея ВМФ в С-П-б.
4 - огнестрельное оружие Петровского завода в экспоз. Центр. Музея ВМФ С-П-б.
5-6 - штольни в заонежьи где добывалась медь для заводов.
7-петрозаводские подарочные клинки из коллекции Петра 1- Моск.Оружейная палата.
8,12 -огнестрельное оружие из  коллекции Оружейной палаты.
9 -эксперимент. первая в мире чугун. пушка с клин. Затвором - Музей Артиллерии
10- пушка с лафетом Петра 1, на 100 лет опередившая мир. Музей Артиллерии.
11-орудие стрелявшее 3 ядрами одновременно-музей артиллерии.

.
Использованная литература:
«Кижский погост», путеводитель авторов Орфинского В.П. и Тарлер Л.Ю. 1957 года издания в Госиздательстве КАССР.
«Остров Кижи». Авторы: Крохин В.А., Пулькин В.И., Смирнов В.И., Ямщиков С.В., 1968 год издания Карельским книжным издательством города Петрозаводска.
«Музей-заповедник «Кижи». Путеводитель, автор -Витухновская М.А., 1988 год,  издано в Карелии г. Петрозаводск.
«Кижи», иллюстрированный путеводитель, 2007 год, Издательство и типография «Скандинавия»
«Традиционное земледелие в музее-заповеднике «Кижи.

«Первые металлургические заводы в Карелии. 1670-1703» Г. М. Коваленко. Ленинград. «Наука»Ленинградское отделение. 1979 год.


Валерий Савельев, бывший директор музея ОТЗ.

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18029
    • Просмотр профиля
Re: Кижи
« Ответ #2 : Март 28, 2013, 07:04:41 pm »
Кижский музей — из местечковой культуры в мировую, или???

 
 По  средствам массовой информации прошло обсуждение проблемы снижения посещаемости и доходности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». По болезни я не смог принять участие в  обсуждении, но надеюсь: мои соображения пригодятся.

 
 Министр культуры России Владимир Мединский в газете «Невское время» от 26 февраля 2013 года заявил: «Если возьмём груду камней под названием Стоунхендж (памятник неолита в Англии), то там бывает три миллиона человек в год...»
 Затем последовала информация о том, что посещаемость музея «Кижи» имеет тенденцию снижения с 200 тысяч человек в год до 160-140 тысяч.  Известно, что музей «Кижи» находится между Соловецким и Валаамским монастырями в непосредственной близости от пятитысячелетних памятников древности - сейдов, лабиринтов, наскальных рисунков, недалеко от мраморных каменоломен, металло-рудников, известнейшей стройки социализма — Беломоро-Балтийского канала, то есть обладает мощным информационно-экспозиционным потенциалом для гораздо большей посещаемости, чем достигнута работой коллектива музея. Министр культуры России сделал оргвыводы: освободил от должности директора музея «Кижи» Э. Аверьянову, как не обеспечившую роста посещаемости и доходности музея, и назначил на её место А. Нелидова, недавно снятого с должности губернатора Карелии, пообещавшего  увеличить посещаемость и доходность музея развитием инфраструктуры музея.
 Когда оргвыводы министра стали известны в Карелии, несколько сотен петрозаводчан развернули протестное движение против приказа Мединского. Интересно, что в Петрозаводске лишались работы и зарплаты тысячи заводских специалистов тракторостроения, судостроения, станкостроения, других производств, педагоги профессиональных училищ и всё происходило тихо... А тут объяснённая министром замена одного чиновника на другого... И такие страсти...
 Но вот что примечательно: никто из протестантов не давал оценки результатам работы музея «Кижи», не предлагал мер по улучшению его работы. Вокруг фамилий директоров - бывшего и нового - шли оценочные споры и предположения... Да ещё звучали мнения...
 Первое-все музеи изначально убыточны ввиду их предназначения как учреждений для сохранения исторических вещей и их исследования. А потому разговор о доходности музеев не уместен. И, следовательно, Э. Аверьянова была достойным директором и освобождена от должности несправедливо!
 Второе-любое устремление к получению дохода разрушает в музее атмосферу познания, ведёт к его уничтожению. А потому назначение Нелидова директором музея «Кижи» и реализация его обещаний погубят музей. И действительно: вспомним интермедию А. Райкина «В греческом зале, в греческом зале», представим себе азартных охотников и рыболовов с промысловой оснасткой, или-ещё хуже-налитых пивом туристов на кижских тропах... И позиция противников комерциализации музеев кажется убедительной.
 
 
 По поводу получения прибыли и дохода по методу Мединского-Нелидова весьма убедительно около 100 лет тому назад выссказался великий капиталист Рокфеллер. Вот его рассуждения...
«Предприниматель, ставящий своей целью только обогащение, ничего в жизни не добьётся. Большинство самых крупных достояний предпринимательства есть результат целесообразных усилий по удовлетворению социально-экономических нужд людей и потому уже «обречённых» на доходность. Предприниматель, теряющий из поля зрения эту цель, подменяющий её корыстью, не может иметь успеха...
 Не следует начинать бизнес, не изучив его особенностей и не представив себе конечного результата деятельности. Но увидев желанную цель, следует идти к ней прямо, соблюдая необходимую осторожность, смело глядя правде в глаза, действуя энергично и методично. При неудаче нужно держаться мужественно. Необходимо сохранять трудолюбие и упорство в изучении и совершенствовании своего дела. В коммерции очень важны точность и аккуратность ведения бухгалтерских книг, являющихся источником знания о причинах успеха или неуспеха, позволяющих не впадать в эйфорию или самообман, постоянно сохранять связь разума коммерсанта с пульсом его дела.»
 Обратим внимание на слова Рокфеллера - «целесообразные усилия по удовлетворению социально-экономических нужд людей и, уже потому, обречённых на доходность»... И с позиции этого выссказывания оценим содержательность просветительской работы музея «Кижи».
 
 
 Музей - в переводе с греческого это храм муз. Музы — это богини-покровительницы наук, поэзии и искусств, продукцией которых является осмысление реальности, выведение законов успешного общественного и государственного развития. Чем глубокомысленней и обширнее информация выдаваемая музеем посетителям, чем ближе она к размышлениям людей о благоустройстве собственной жизни — тем музей признаётся полезнее, тем он посещаемее, тем его продукция  прибыльней и широко расходится по миру.
 Сегодняшний турист через телевидение и интернет тесно привязан к текущим событиям международной политики. Он хочет понимать законы их развития, предвидеть их ход, грамотно на них реагировать. Современный турист знает, что законы развития государств вечны... И потому изучение истории, посещение музеев — это важный путь гражданина к грамотному сохранению своего благосостояния. Посмотрим: насколько с этих позиций музей «Кижи» даёт гражданам полезную информацию...
 
 
 Петрозаводск... Есть ли на карте России другое столь же насыщеное содержанием географическое наименование. Первая половина слова Петрозаводск говорит об эпохе строительства города — Петровской, вторая о цели его строительства - создании завода. Наименование Петрозаводск — готовая и размещённая на географической карте реклама всем историко-музейным учреждениям нашего города.
 Петровские заводы... Они дали России инструменты (лопаты, топоры, ломы, кирки), оружие (клинки, ружья, пистолеты, пушки, боеприпасы) и металлическую корабельную оснастку (якоря, камбузные котлы, крепёж) в таком количестве, которым недавно ещё слабая Россия в противоборстве с сильнейшим западно-европейским государством Швецией вышла победителем и приобрела авторитет мировой державы. Чтобы почувствовать значимость карельской металлургии, вспомним, что в Петрозаводской слободе производилось до 7.200 ружей, до 3.000 пистолетов, до 3.000 клинков в год, что за пять лет своей деятельности карельские заводы (статистически) обеспечили оружием 42 тысячи русских воинов, победивших в Полтавском сражении. Сухопутные и морские победы Пётра Первого произвели в Европе такой политический переворот, стратегия и тактика которого  ещё многие века будут волновать умы мыслящих людей.
 Заметим, что в строительстве и обеспечении деятельности металлургических заводов и судостроительных верфей, наборе рекрутов на флот и в армию важнейшая роль принадлежала карельскому крестьянству. Это оно на огромных площадях готовило для заводов уголь и руду, это оно транспортировало сырьё и готовую продукцию к местам её использования, это оно строило конструкции оборудования и производственные помещения. Некоторые деревни Карелии за годы Петровской эпохи опустели на 80 процентов. Их жители стали рабочими заводов и верфей, моряками и солдатами. Музей «Кижи» мог бы рассказывать миру о том, как крестьянская Карелия стала кузницей и флотской мастерской России, как она участвовала в возвращении России на Азовское, Балтийское и Чёрное моря, как строительством ББК сделала возможным создание Северного флота СССР.  И этой работой не только раасказывать туристам о сути методов создания мощного государства , но и внушать мысли, что методы возрождения российской мощи повторимы...
 
 
 Ну, а что в действительности узнаёт турист в музее «Кижи»? История кижских церквей, построенных в Петровскую эпоху, вырвана из контекста петровской созидательно-воинственной эпохи. Вся кижская экспозиция — это крестьянский быт. И таких экспозиций на северо-западе Европы много. Рассказы о безгвоздевых срубах не остаются в памяти туристов потому, что раз кижское чудо не повторяли 300 лет, то особой нужды повторить его не будет. Об участии крестьян в обеспечении деятельности заводов в музее «Кижи» и в Краеведческом музее тоже полное молчание... И смотрит турист на деревянные суковатые орудия труда и предметы крестьянского быта и, естественно, ему скучно и непонятно: зачем его сюда завлекли. А отсюда снижение посещаемости музея и его доходности.
 Кижские церкви могут стать интересны туристу только как символ Великой эпохи возмужания России, как свидетельство достижения населением Карелии  в эпоху Петра Великого высокой технической культуры в производстве инструмента, оружия, корабельной оснастки и строительстве, как олицетворение успеха в методах просвещения, обучения, изобретательства и организации труда населения.  Музей «Кижи», только став иллюстрацией Петровской эпохи в истории Карелии, может стать музеем, достойным внимания широкого круга туристов. Петровскую эпоху Карелии можно достойно популяризировать только комплексной работой всех историко-культурных учреждений Карелии. Поэтому можно предположить, что бывшего губернатора Карелии Нелидова назначили директором музея «Кижи» для присоединения с работе специалистов музея «Кижи» интеллектуальных усилий историков Краеведческого музея, Петрозаводского университета, Карельского отделения Российской Академии Наук, многочисленных экскурсионных бюро, а также для согласования экономических интересов музея с интересами предприятий водного и сухопутного транспорта, для создания предприятий, которые бы оформили в музейную экспозицию былое гидротехническое хозяйство на реке Лососинка. Объединение всех историко-музейных учреждений в единый организм по обслуживанию интересов туристов — вот перспективное направление работы для бывшего губернатора Карелии. Но в условиях алчности к доходам, охватывающей руководителей всевозможных учреждений и частных предпринимателей, их сотрудничество во имя общего успеха маловероятно. И тем не менее создание мирового интереса  туризма к Карелии кроме как через коллективизм работы историко-музейных учреждений Карелии не создать. И в этом направлении следует предпринимать усилия. Пожелаем на этом пути успеха новому директору музея «Кижи» А. Нелидову.
 Думалось, что на этом мои соображения закончатся, но возник вопрос: по недомыслию или сознательно в музее «Кижи» и Национальном краеведческом музее упущена тема связи  быта карельского крестьянства с развитием заводского производства? Если бы эта тема была отражена в экспозициях, мыслящий турист понимал бы, что 300 лет истории славного участия Карелии в истории России — это история развития её металлообработки. И что утраты Карелией в последние 20 лет развитого машиностроения - это начало её погружения в средневековье по вине (или алчному умыслу) некомпетентных собственников и управленцев. Для мыслящего туриста эта информация представляла бы познавательный интерес... Но  историки спрятали эту информацию, «подправив» историческую науку в интересах управленцев Карелии. Сделано это из желания угодить политикам или по их прямому указанию - результат будет один: такая наука мыслящим людям не нужна, а значит посещаемость и доходность историко-музейных учреждений Карелии будет снижаться.
 
 
Кижские церкви и их ровесники.
 
  • Петрозаводские туристы в музее «Кижи»
  • Петербургский Центральный военно-морской музей-якорь Петровского завода 1723 г.
  • Петерб. Центр. военно-морской музей- Ружьё и мушкетон Петровского завода 1709 г.
  • Кремлёвская оружейная палата-клинки 1710, 1711,1712 г. Петр. Звд. для имп.Петра 1.
  • Заонежская деревня Фоймогуба — шахтная выработка медной руды.
  • Петерб. Музей артиллерии- пушка 1717 г.  Лафет замысла Петра Первого. Петр. Звд.
  • Петропавловская крепость — батарея пушек Петровского завода 1711-1719 г.
  • Эскиз деревянных конструкций кузнечного цеха.
  • Эскиз деревянных конструкций якорного цеха
  • Эскиз деревянных конструкций цеха изготовления мелких деталей оружия.
  • Мемориальная надпись посвящённая 300-летию создания Петербурга и Петровских заводов в Карелии.

 
Заводским плотникам после изготовления сложнейшего деревянного заводского оборудования по эскизам 8,9,10 в период его обледенения зимой не стоило больших трудов приехать в Кижи и построить Преображенскую церковь.

 
 Валерий Савельев, бывший директор музея ОТЗ

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18029
    • Просмотр профиля
Re: Кижи
« Ответ #3 : Июнь 05, 2013, 02:48:45 pm »
Александр Степанов пишет:

Встреча в музее-заповеднике «Кижи»


   
Вчера прошла намеченная еще на заседании ЗС РК встреча депутатов с руководством музея-заповедника «Кижи». Присутствовали я и А.Рогалевич. Также во встрече приняла участие министр культуры Карелии Е.В.Богданова.
Темой была информация о задержке выполнения реставрационных работ на Преображенской церкви. Насколько можно было понять из всех объяснений А.Нелидова, проблема была, но сейчас конкурс объявлен и его выиграют все те же, уже зарекомендовавшие себя с положительной стороны, фирмы. Непосредственно на реставрационных работах это сказаться не должно. Более того, руководство хотело бы в следующий раз объявить конкурс не на год, а хотя бы на два.
По планам, реставрация Преображенской церкви должна закончиться в 2018 году, и методы, применяемые на ней, ныне признали все специалисты.
Концепция развития музея пишется и будет готова к ноябрю.
Нам дали и рекомендации Миссии ЮНЕСКО, сделанные в апреле нынешнего года из 13 пунктов. В частности, я задал вопрос по следующей рекомендации:
«Миссия 2013 г. повторяет (см. решения 31 СОМ 2007, 32СОМ 2008, 33СОМ 2009; 34СОМ 2010; 36СОМ 2012) следующие рекомендации Миссии реактивного мониторинга и Рекомендательной миссии 2011 г., что Государство-участник должно прекратить все будущее строительство у объекта и в его буферной зоне, в том числе визит- и административный центр, такие проекты инфраструктуры как дороги и причалы до того как План управления будет завершен и одобрен Комитетом Всемирного Наследия.
Предыдущие миссии не были проинформированы о недавно завершенных или текущих проектах. Все проекты по строительству должны быть завершены с адекватной оценкой их непосредственного и кумулятивного влияния на ВВЦ объекта и оценкой влияния на окружающую среду. Также серьезно должно быть рассмотрено использование существующих зданий».
На что был получен ответ, что пока никакого строительства нет, план входной зоны согласован с российскими инстанциями, но вот ЮНЕСКО этого не спешит делать. Возможно, она его просто не согласует и придется делать что-то другое.
И еще одна рекомендация, по которой возникли вопросы:
«Миссия рекомендует Государству-участнику представить проекты документов по границам буферной зоны (его функция по отношению к ВВЦ и законодательство по защит) и примыкающим охраняемым зонам для рассмотрения Центром Всемирного Наследия и Консультативными органами до их утверждения Государством-участником. Представление буферной зоны должно быть подготовлено в соответствии с параграфами 163 — 165 Руководства по управлению».
В-общем, по этому пункту есть вопросы, и их много. Реально, как можно было понять, таких документов пока нет, возможно они будут готовы в течении года.
Договорились, что мы, группа депутатов, будем встречаться с руководством музея-заповедника раз в квартал. А.Нелидов пару раз повторил фразу насчет того, что он «не собирается строить бордель напротив Преображенки» ))).

http://stepanov-karel.livejournal.com/565449.html

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18029
    • Просмотр профиля
Re: Кижи
« Ответ #4 : Июль 16, 2013, 08:17:36 pm »
Как будто не было у нас 17-го года…


   
Originally published at «Новости Карелии - Альтернатива».


Ряд карельских СМИ сообщил «удивительную» новость: остров Кижи посетила «Великая княгиня Мария Владимировна Романова».

«Мария Владимировна посетила музей-заповедник в рамках серии поездок по России, приуроченных к 400-летнему юбилею династии Романовых. Великой княгине принадлежит статус главы Российского Императорского дома, поскольку после гибели царской семьи и младшего брата Николая II, Великого князя Михаила Александровича, дед Марии Владимировны стал первым по старшинству наследником престола».

Вообще, перед тем, как сообщать подобные вещи, хорошо бы иногда заглядывать в российскую конституцию, в которой утверждается, что Российская Федерация (пока еще?) является государством с республиканской формой правления. Также никто не отменял принятый большевистским и левоэсеровским на тот момент Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В нем устанавливалось, что:

1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы – княжеские, графские и пр.) и наименование гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждан Российской Республики.

То есть нет в современной России никакого «Императорского дома Романовых», княгинь и прочей средневековой отрыжки. Музей-заповедник «Кижи» посетила всего лишь гражданка Испании М. Романова и не более того.

Любопытно, рассказали ли экскурсоводы в «Кижах» «Великой княгине», как по приказу представителей «Императорского дома Романовых» здесь из пушек расстреливали русских и карельских крестьян? Это было 1 июля 1771 г., когда около 2 тысяч крестьян, протестовавших против резкого ухудшения своей жизни, увеличения подушной подати, собрались на сход у стен Кижского погоста. Тогда карательный отряд под командованием полковника князя Урусова при помощи пушек рассеял толпу, зачинщиков выслали в Сибирь и для острастки каждый 20-й житель Заонежья был высечен батогами.

Может быть, узнав это, «Великая княгиня» задумалась бы над закономерностью 1917 года в России?

ПОСТСКРИПТУМ. Еще одна забавное историческое совпадение заключается в том, что юбилей династии Романовых, к которому приурочена поездка М. Романовой, символизирует и окончание так называемой Смуты. Начавшейся, как все помнят, с появления на рубежах Московского государства Лжедмитрия I. В миру, если верить официальной историографии, беглого монаха Григория Отрепьева. Так вот, согласно источникам Юрий (в иночестве – Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых.

А вдруг нынешний директор Музея-заповедника «Кижи» принадлежит к дальним потомкам самозванца?

http://stepanov-karel.livejournal.com/580984.html

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18029
    • Просмотр профиля
Re: Кижи
« Ответ #5 : Август 17, 2013, 05:03:03 pm »
В поддержку памятников острова Кижи на конкурсе «Россия 10», где выбирают 10 символов страны, выступили известные люди Карелии: золотой призер Универсиады-2013 и серебряный призер Чемпионата Европы по легкой атлетике Надежда Котлярова, народный артист Карелии Александр Довбня, настоятель прихода Свято-Преображенского храма о. Кижи священник Артемий Корыхалов, общественный деятель Наталья Дубинина.
Проголосовать за Кижи можно на сайте проекта «Россия 10» (http://10russia.ru/object_28) или отправив СМС с текстом «28 28 28» на номер 1880 (стоимость СМС не более 3,54 руб.).

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18029
    • Просмотр профиля
Re: Кижи
« Ответ #6 : Сентябрь 29, 2013, 07:48:11 pm »
Виртуальное путешествие по острову Кижи



Музей-заповедник "Кижи" предложил своим посетителям новый медиа-продукт: виртуальный путеводитель по острову Кижи и его памятникам.
http://kizhi.karelia.ru/journey/
С его помощью можно увидеть снимки и сферические панорамы острова Кижи, его памятников и их интерьеров, послушать новую аудиоэкскурсию, узнать интересные факты об истории и старинном быте Заонежья.
Как сообщают в пресс-службе музея, посетители получат ответы на вопросы: чем прославились Кижи на Всемирной выставке в Париже в 1901 году, что считали в Заонежье главным признаком женской привлекательности, продукция какой известной немецкой фирмы была почти в каждом крестьянском доме, где впервые была записана былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике, как устроена крестьянская "стиральная машина".
Виртуальный путеводитель доступен и для мобильных устройств, в том числе как приложение для платформы Android, которое может пригодиться при посещении острова.

http://sdelanounas.ru/blogs/41395/
« Последнее редактирование: Сентябрь 29, 2013, 07:49:46 pm от Vuntean »