Автор Тема: Якутия  (Прочитано 6077 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18146
    • Просмотр профиля
Якутия
« : Ноябрь 02, 2013, 01:38:02 pm »
Как из Якутии делают тюрко-монгольский каганат. Осталось всего ничего - выгнать всех русских

На недавнем съезде КПРФ прозвучало громкое заявление члена ЦКРК Артура Алексеева - Из Якутии уезжают русские.


За эти годы изменился и национальный состав республики. Если в советские времена доля титульной нации здесь была 36%, то сегодня она составляет уже 47%. Представители других народностей, прежде всего русские, уезжают из Якутии, констатировали в пресс-службе КПРФ.
"Налицо процесс выжимания русского населения из республики. К этому привели экономические процессы, которые происходят в наши дни в стране и Республике Саха, которые, в свою очередь, являются следствием той политики, которую проводит нынешняя власть", — отметил Алексеев.

http://www.rosbalt.ru/federal/2013/10/21/1190328.html

Поискал статьи на эту тему и нашел репортаж соколова-Митрича за 2007 год "Чингисхан, открой личико"


В Якутском государственном университете (ЯГУ) я провел около 3 часов и за это время не увидел ни одного русского студента. Министр культуры и духовного развития Андрей Савич Борисов, в чью компетенцию входит и ЯГУ, сказал откровенно: - Но ведь это национальная республика. Значит, представители титульной национальности должны иметь некоторый приоритет. Разве не так?

С отдельными людьми я встретился в тот же вечер. 15 отдельных местных русских жаловались на то, что получить бесплатное образование их детям здесь невозможно. Что даже во многих школах преподавание ведется на языке саха. Что знание титульного языка часто требуют при поступлении на работу. Что на съезд отцов республики пригласили всего 8 русских делегатов. Что только в последнее время в городе появились ночные клубы, где русским реально пройти фейс-контроль. Что при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку". Что часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".

http://izvestia.ru/news/324757#ixzz2jI0bIuvb

Это было 6 лет назад. Сейчас в Якутии глобальная катастрофа из за срыва отопительного сезона. пострадали в основном города с преобладанием русского населения. А ставленника губернатора Якутии - мэра Якутска оштрафовали ... на 4.000 рублей http://sakhapress.ru/archives/30795 Это же национальный кадр. Зато все совещания проходят на якутском языке.

http://vadimb.livejournal.com/2044914.html

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18146
    • Просмотр профиля
Re: Якутия
« Ответ #1 : Ноябрь 02, 2013, 08:14:34 pm »
шесть лет назад хорошая статья была в "Комсомолке":

ПОЧЕМУ РУССКИЕ В РОССИИ СТАНОВЯТСЯ «ПОНАЕХАВШИМИ»

С начала 90-х годов 400 тысяч русских, живущих в республике с названием Республика Саха (Якутия), считаются гражданами второго сорта. Место первого сорта занимают граждане якутской национальности. Их тоже 400 тысяч.
Журналист «Комсомолки» побывал в Республике Саха (Якутия) и посмотрел, как там живут русские - «нетитульная» половина населения.

В те смутные годы искусственные территориальные образования в одночасье, не спрашивая разрешений, брали себе статус республик. К статусу прилагались и свой президент, и свой парламент, а кое-где в местечковые Конституции пытались добавить специальные статьи, поясняющие, кто на данной территории РФ является титульной нацией, а кто «понаехал» из Московии. Намек был непрозрачный, и «понаехавшие» потомки русских первопроходцев и комсомольцев с великих строек эпохи опять начали увязывать котомки. Пик отъездов русских и русскоязычных из далекой Республики Саха-Якутия пришелся на конец 90-х годов ХХ - начало XXI века. С 1989 по 2002 год русских в республике стало меньше на 170 тысяч человек, 29% от миллионного населения. Корреспондент «КП» выехал в Республику Саха-Якутия посмотреть своими глазами, кто откуда «понаехал» и кого и как притесняют.

Якутск - город-штамп

Город, выстроенный на вечной мерзлоте, - сущий подарок для журналиста-международника брежневских времен. Двухсоттысячный Якутск - готовая картинка для репортажа о капитализме. На единственной полноценной улице, проспекте Ленина, - почти полсотни магазинов, торгующих алмазами и золотом. В промежутки между магазинами встроены шикарные отели и офисы добывающих корпораций. Не улица - витрина, вот только заглядывать за нее не рекомендуется. За фасадами облупившиеся пятиэтажки-«хрущобы», стоящие на сваях. Между ними доживают свой век почерневшие хибары, помнящие ссыльных большевиков и эсеров.


В городе воткнуты деревянные тотемные столбы - сэргэ. Не сразу, но доходит, что все эти шаманские инсталляции - нечто большее, чем декорации для туристов. И все на самом деле очень-очень серьезно. На каждом углу агитационные плакаты на якутском языке настойчиво призывают чтить, помнить и разучивать древний эпос народа саха - Олонхэ. Пока в России академики спорят, нужно ли преподавать «основы православной культуры» или это мракобесие, якутские школьники разных национальностей четко знают, что у них 9 богов и есть «верхний» и «нижний» мир. Такая вот местная эклектика - от «кодекса строителя коммунизма» - вперед, без пересадок, в прошлое - в каменный век седых и суровых божеств.
В сувенирной лавке я, памятуя о почти поголовном православии якутов, спросил, нет ли у них в продаже костяных четок. Продавщица-якутка рассматривала меня долго. А потом с неповторимым омерзением сказала:
- Четок не продаем. Вообще. Вон конский хвост шаманский купите...

ЯкутЫ давят...

- Если человеку не хочется ходить с конским хвостом, он берет и уезжает куда глаза глядят?
- Не! Докуда денег хватит! - хохочет Сергей Никифоров, уже бывший якутянин. И растолковывает мне: - Кому-то до Хабаровска хватает, а мне вот до Рязани хватило. Семь тысяч рублей сплавить контейнер по речке до железной дороги и 28 тысяч - до станции Рязань-Товарная. Как там Россия-матушка, расскажи, я ж в Рязани не был никогда!

Я разыскал свежеиспеченного мигранта в Речном порту, где он оформлял последние документы на грузовой контейнер. Боялся, не будет со мной разговаривать, а оказалось ровно наоборот. Собеседник мой - типичный северянин. Работал на приисках, подорвал здоровье. Пока поправлялся - трудился в зоне, вольнонаемным. Клал плитку и кирпич, водил грузовики и бульдозеры - 12 профессий и ослепительная железная улыбка. Не пьет, в общем, мечта любого кадровика. Под Рязанью Сергей уже купил дом, за 60 тысяч рублей. Отправил туда жену, а сам, деятельная натура, пока выправлял себе пенсию и занимался продажей квартиры, взял на месяц в аренду таксомотор.


- Почему уезжаешь? - спросил я Сергея в лоб. - Не похоже, чтобы ты тут бедствовал...
- А чо тут делать? Все последние 10 лет - подай-принеси-привари-почини. Даже в бригадиры не пробиться, хотя у меня глотка - ого! ЯкутЫ давят, - доверительно сообщил мне Сергей. Сказал по-местному, с ударением на последнюю гласную.
- Как?
- Не пробиться. Снизу доверху. Вот только в речфлот их стараются не пускать. Тебя куда отвезти? Институт проблем малых народов Севера? Вот в натуре, кого якутЫ запрессовали наглухо! Нас, русских, тут все-таки 400 тысяч, половина населения. А их - полтора грузовика, и безответные они, как дети. Поехали, трущобы наши посмотришь. Не, таких трущоб ты еще не видел...

Ансамбли есть - а жизни нет

Наша ржавая «Волга» плыла по Якутску, подобно утлому челну, и вода хлестала сквозь ее дырявое днище. Я смотрел вдаль и радовался, что не решился идти сюда пешком. Лужи занимали всю ширину улицы - от забора до забора, - и обойти их не было никакой возможности, только вплавь. В очередной яме двигатель захлестнула набежавшая волна. Серега сноровисто скинул тапки и вылез на капот, а я пошел в институт босиком.
По последней переписи эвенов, юкагиров, эвенков осталось всего 2,3 процента от миллиона. Как и русские, они считаются не титульными, а коренными.
Вячеслав Шадрин, научный сотрудник и председатель совета старейшин юкагиров, общался со мной в жутком, облупившемся кабинете. Мысли излагал куда как осторожно, но приветливо. Чувствовалось, что пресса вниманием ни малые народы, ни институт не балует. Из обтекаемых фраз вырисовывалась арифметика вымирания:
- После развала СССР малые народы Севера в отличие от титульного народа оказались в худшей ситуации. Ниша функционирования языков и культуры оставалась в традиционном промысле - охота, рыболовство, оленеводство. А промыслов этих больше нет...
- Как нет?

Вячеслав Иванович, сам в прошлом глава охотничьей общины, все мне объяснил популярно. Нынешние власти прекратили дотировать традиционные промыслы в 90-х годах. Раньше снегоход «Буран» можно было поменять на 20 шкурок соболя, теперь на 80 - 100. Съездить в Якутск - 50 тысяч рублей при среднем ежемесячном заработке в 3500. При такой стоимости авиаперевозок ни оленина, ни рыба никому не нужны. Проще закупить в Норвегии. Натуральное хозяйство опять вернулось на Север Якутии.
- Ансамбли фольклорные есть, обряды гостям могут показать, а вот жизни в народе уже нет... - с горечью говорит собеседник и рассказывает дикие истории, не укладывающиеся в голове. Как для вызова санитарного вертолета требуют отправить из стойбища факс с подтверждением оплаты ложного вызова. О том, как зимой везли в больницу парализованного охотника, привязав его сыромятным ремнем к снегоходу. Привезли замороженный труп, потому что власти решили, что полный паралич - это еще не повод жечь горючку и тратить моторесурс вертолета.
Интересуюсь на прощание:
- Неужели республиканские власти заботятся только о якутах?
Вячеслав Иванович отвечает уклончиво, твердо глядя в настенный календарь:
- Есть разные программы... Они не подразделяются по национальному признаку.
Но какие это программы и в каком виде благодать от них проливается на малые народы, рассказать Вячеслав Шадрин не смог.

«Фашист из меня никудышный...»

С порога заявил мне лидер русской общины Сергей Юрков.
- Не выйдет из меня фашиста. У меня жена якутка! А вот то, что происходит с русскими в республике, будит во мне злобу. При этом мы не требуем для русских исключительных прав. Нам нужны равные права!
По словам Сергея Юркова, в бывшем СССР именно в Якутии был самый большой процент межнациональных браков. Возникла даже новая народность - сахаляры, люди, у которых один из родителей русский. Проблемы начались в 90-х годах с заявления первого в мире президента с ветеринарным образованием о том, что есть нации титульные... и не очень. Не титульных, то есть русских, оказалась ровно половина. Многовато. Следующий шаг был сделан 22 апреля 1993 года. Принятая концепция государственной кадровой политики Республики Саха гласила: «Стратегической задачей должно стать формирование качественного нового состава национальных кадров». Сказано - сделано. По данным Роскомстата, в 2001 году правительство республики уже на 80% состояло из якутов, они же возглавили 90% городских и улусных администраций. И русские побежали из республики - не видя перспектив ни для себя, ни для детей. Для пущей скорости были задействованы экономические механизмы.

В 90-х начали закрывать предприятия, - рассказывает Сергей Юрков.
- Они, как правило, градообразующие. Стали вымирать поселки, особенно на Северах. Президент Николаев публично заявил, что Якутии для прокорма хватит одних алмазов. «Алданзолото» пошло под банкротство, «Якутуголь» закрывался. Русаки побежали, а куда им деваться? Сидеть в тундре, в поселках без света, тепла и работы?
Сергей Юрков загибает пальцы, перечисляя обиды русской общины. Русских не принимают в Якутский университет, только на платное отделение. По мнению моего собеседника, это «сознательное обыдлячивание русских». И русским, и якутам не нравится насаждение неошаманизма в православной республике - по садикам уже шаманы ходят. Злит строящийся хамский памятник у православного храма. Исчезнувшее слово «русский» с фасада Академического театра не добавило любви к властям... И, наконец, Сергей Юрков доходит до более-менее личных проблем.
- Нашу русскую общину ликвидировали месяц назад. Я дал интервью одному столичному корреспонденту о положении русских, и нас сразу же прихлопнули. Мол, балансовые отчеты не присылали. Вот эти отчеты, все! - С этими словами мой собеседник шлепает на стол увесистую папку с документами. - Нас закрыли перед Конгрессом народов России. За неделю до начала.
- Сами-то не боитесь проблем?
- Не боюсь, - твердо говорит общинник. - Отбоялся свое еще в 90-х, когда мне на двери писали: «Убирайся в Москву!» А бизнес у меня зарегистрирован в другом городе.

В поисках пропавшего слова

Сергей Юрков был прав - уличного, нутряно-животного национализма в Якутии нет. Явственно тянет рознью сверху, причем лукаво, не открыто. Бывший «Русский театр» оказался одним из тусовочных мест городской молодежи. У античного портика припарковались десятки пожилых праворуких «японок», и в каждой второй машине музыка ухала так, что пузырилась тонировочная пленка на стеклах. Хоть площадь перед театром и считается «русской тусовкой», время тут убивают все вперемешку. Компания стритрейсеров дергала убитый «спринтер» за антикрыло, прикидывая, отвалится ли оно во время гонок или еще поживет? Спросил молодых парней про слово «русский» на фасаде и неожиданно оказался в центре яростного спора. Кто кричал: «Было!» А кто, наоборот... Наконец хлопец-якут в «гонщицкой» куртке сообразил первый:
- Пацаны! Следы должны были остаться!
И юркнул в багажник за мощным аккумуляторным фонарем. Точно. На левом портике буквы слишком крупные! Спор завершил наряд милиции, заглянувший на огонек. Сержант подтвердил: слово «русский» было, но сплыло...
Утром я был в приемной директора театра. Из краткой экскурсии по выставке в фойе я узнал, что «Русский театр» появился в 1920 году, создали его бывшие ссыльные, и свое название он не менял даже в лучшие годы советской власти.
Директор театра, 80-летний Иван Иванович Подойницын, крепко потряс заезжего журналиста. Потряс экспрессией и артистизмом, флотским тельником под крахмальной рубашкой, золотыми запонками в сочетании со здоровенной пороховой татуировкой... И упорным нежеланием говорить о пропавшем слове. Вместо этого Иван Иванович кратко, всего за час, пересказал мне свою трудовую биографию: от работы с 13 лет на коннотоварной ферме до служения музам. Когда батарейки в диктофоне почти сели, я дерзнул прервать плавные речи собеседника:
- Иван Иванович, а куда слово «русский» с фасада исчезло? Не я один интересуюсь, всем любопытно...
- Это же смешно! - воскликнул Иван Иванович и театрально всплеснул руками. - Зачем мне это слово? Меня Иван зовут, что, мне это слово - «русский» - еще и на лбу написать?
- Но все-таки, - не сдавался настырный корреспондент.
- Было слово. Но оно неудобно там смотрелось, потому и убрали.
Я продолжал упираться:
- При каких обстоятельствах убрали слово?
Но тут в наш разговор резко вступила заместитель директора и доложила Ивану Ивановичу:
- Восстановим слово «русский». Уже фирму нашли, которая сделает...
Не знаю, насколько сказанное выполнимо, но, вполне удовлетворившись, я откланялся.


Памятник поверженному православию

Официально этот памятник посвящен 375-летию вхождения Якутии в состав Российской Федерации. Бронзовый мужик, сидящий верхом на бревне, - основатель Якутска Петр Бекетов, нареканий ни у кого не вызывает: рубит что-то у подножия грандиозного сооружения. Но дальше начинается самое интересное: фундамент памятника непростой - древнерусская церквушка. Вот только вместо куполов и положенного креста на нее водружен 20-метровый тотемный столб, сэргэ, увенчанный четырьмя конскими головами.
По замыслу создателей памятник должен был наконец-то закрыть собой старинный Преображенский кафедральный собор, построенный на доминанте. В народе эта постмодернистская конструкция восторга не вызвала. Скорее наоборот. Писались коллективные письма в правительство и в Москву, и памятник то прекращали строить, то опять начинали - по принципу «собака лает, караван идет». И сейчас на стройплощадке кран неспешно тягал бетонные плиты - укреплял фундамент хамоватого сооружения. В Департаменте народов и федеративных отношений руководитель Афанасий Мигалкин посоветовал мне «не противопоставлять и не искать различия». И в утешение мне долго перечислял русские слова, заимствованные из тюркских языков. А по поводу шаманизма сказал как отрезал: «Нравится он кому или нет, но шаманизм есть, и я его запрещать не буду».
Я зашел на воскресную службу в Преображенский собор. Как и говорили мне, якутов и русских в храме было примерно поровну, и мнение о памятнике было, мягко говоря, любопытное: «Давайте выйдем за ограду храма, и я вам скажу все, что думаю, а здесь такие слова произносить нельзя».
В епархии дела духовные отказались комментировать наотрез. Как сообщил мне секретарь владыки Якутского: «Все-все уехали, вообще все, никого нет в епархии. Вы здесь до понедельника будете? Ну вот, все только в среду приедут». Позиция иерархов церкви в вопросах твердости и сбережения веры меня удивила в бог знает какой раз. Но Бог им судья. Ситуацию прояснил один из священнослужителей, правда, взяв с меня клятву о том, что я и на Страшном суде не открою его имени. По словам батюшки, владыке Зосиме постоянно напоминали об этом памятнике. Но он сказал просто: «Ничего страшного, пусть строят» - и на этом вообще закрыл обсуждение этой темы. Я удивился:
- Почему? Нельзя прощать врагам веры!

Батюшка смиренно ответил:
- Они уже наказаны своим безверием. Вы знаете, что бич северных народов - самоубийства? С недавних пор они вернулись в Якутию. Просто христианская вера такой грех не попускает, а в вере языческой в этом нет ничего страшного. Просто переходишь из одного мира в другой. Якутский народ во имя православия совершил множество духовных подвигов, как ни один другой. Так что и это пройдет. Уже проходит. Не прижились здесь неоязычники, это всем уже понятно.

Я удивился:
- Не прижились, но кто-то ставит везде сэргэ, этот памятник опять же в копеечку обойдется!

Батюшка махнул рукой в туманные дали. За спиной бронзового Ленина высился Дом правительства.
- Там поспрошай, и храни тебя Господь.


Незваный журналист

Удивительное дело, в июне мне раз десять звонили из Якутии - звали в гости, специальным чартером для журналистов, за счет правительства. Зазывали так настойчиво, что к пятому звонку стало ясно - ерунда какая-то творится в далекой Якутии. Точно. Министерства, департаменты и деканаты ушли в глухую оборону, и пару раз мне намекали: мол, приезжать надо, когда приглашают, а не болтаться по республике без спроса. На любой вопрос следовал ответ: «Мы с вами не будем разговаривать без распоряжения из администрации президента». Плюнув, я начал осваивать вертикаль власти явочным порядком.
В Министерстве культуры, куда я заявился инкогнито и без вещей, царила легкая суета. Взад и вперед на вытянутых руках переносились какие-то здоровенные картонные макеты юрт и оленьи рога, бегали люди с папками. Наконец, в одном кабинете распахнулась дверь и кто-то звонко крикнул в коридор: «Ура! Минфин дал денег на фильм «Рождение шамана»!» Я пошел на гул голосов разделить радость с работниками культуры. Встретили меня неприветливо:
- Вы кто?
- Журналист «Комсомолки».
- Что вам угодно?
- Хочу поговорить о возрождении шаманизма, православии, духовности, национализме.
- Тут поговорили с одним... Как вы прошли в здание? Если вы не выйдете сейчас же, мы позвоним охране!

Я вышел, но не ушел. На лестнице меня догнал парень, Тускул Афанасьев, как он представился, из «Союза Саха Омук». Предложил поговорить откровенно. Мы выбрали коридор потише и подоконник пошире.
- Поймите, мы возрождаем нашу культуру, возвращаемся к ее истокам. Мы 400 лет назад совсем не добровольно приняли другую веру. Разумеется, это многим не нравится, но мы не взрываем и не убиваем ради возрождения, и что в этом плохого? Вот объясните, что вас там в России не устраивает?
- Скажу за себя. Меня лично не устраивает, что это делается навязчиво, без учета мнения иных верующих, коих в республике 80%. И мне непонятна конечная цель.

Тускул посмотрел на меня, как на душевнобольного ребенка:
- Народ саха уже ощущает себя нацией, но этого мало. Мы не хотим смотреть, у нас берут все ценное - нефть, алмазы, пушнину, а взамен сбрасывают всякий мусор - ссыльных и уголовников. Слышали выражение: «Якутия - зона без забора»?

По словам собеседника, они могли бы и сами прекрасно работать с Западом без посредничества России и российского же безбрежного воровства и колонизаторства. Хотел я напомнить своему собеседнику про разницу между «российским колонизаторством» и западным, рассказать про десять миллионов индейцев или тех же иракцев, которые сейчас в полный рост «сотрудничают с Западом напрямую». Но не стал. Как бы ни звучало это цинично, но такую разницу лучше постигать на практике. Правда, ни России, ни Якутии в этом случае на карте уже не будет.

Учение - свет или все-таки тьма?

В Якутский государственный университет я отправился, как метко выразились в Министерстве образования Республики Саха, «с уже сложившимся, предвзятым мнением». Мнение мне «сложил» злокозненный Госкомстат РФ, который знает все. Из скучных цифр вырисовывались любопытные факты. Например, 26% якутов старше 15 лет имеют высшее образование, а образованных русских лишь 14%. В Якутске мне не раз жаловались, что русскому невозможно поступить на бесплатное обучение в вуз. Клевета, уверяли меня в администрации президента, такой статистики никто не ведет! Однако по таблице № 10 Госкомстата «Население отдельных национальностей по источникам средств к существованию» 5127 якутов получают стипендию, а русских стипендиатов всего 271 человек...


Я битый час бродил по двум корпусам ЯГУ, и среди поступающих нашел только двух русских абитуриентов. Толстая и некрасивая отличница из Мирного говорить со мной не захотела по банальной причине: «Не хочу вылететь с первого курса». Зато со мной пообщался отец абитуриента из Нюрбы. В прошлом году у него поступала дочь-медалистка на таможенное дело. В приемной комиссии сказали, что мест нет, а потом неосмотрительно вывесили список с несколькими зачисленными.
Мой собеседник успел этот список сорвать. Скандал закончился тем, что дочери пришлось подавать документы в Воронежский университет. Ни Питер, ни Москву семья не потянула, а про поступление в якутские вузы можно было забыть. К поступлению сына готовились основательнее - он целый год учил якутский язык. На собеседовании очень удивились, поинтересовались национальностью и документы взяли.
В ректорате о национальной политике ЯГУ со мной говорить отказались, отправили обратно в Министерство образования, но, на мое счастье, со мной согласилась пообщаться Евгения Михайлова, вице-президент республики, чиновник с огромным педагогическим стажем. Разговор у нас получился странный - слепого с глухим.

- Вот мне только что прислали ответ из Госкомстата. В нем написано, что государственная статистика РФ не занимается такими вопросами. Поэтому утверждение, что якутов, получающих высшее образование, в два раза больше, чем русских, не имеет под собой основания.
- Хорошо, допустим, не занимается. Но я так и не понял, почему среди абитуриентов, поступающих в ЯГУ в этом году, я нашел всего двух русских ребят.
- Может быть, вы не в то время зашли?
- Я два или три раза заходил.
- Если вы увидели в университете двух якутов и одного русского, это не дает вам права утверждать, что только якуты поступают в университет.

Мы сами во всем виноваты

В последний день командировки я уехал за Лену, к настоящему якутскому казаку Руслану Хмелеву. Атаман восстанавливает не декоративно-городской, а самый настоящий казацкий курень Хатасский Наслег. Мы сидели на лавочке над почти что бездонным обрывом и смотрели, как в Лену садится солнце. Атаман говорил, я слушал:

- Пассивность меня и убивает, и объясняет, почему мы, русские, находимся по всей империи в таком плачевном и жалком состоянии. Это Господь дает нам такие испытания, и мы расплачиваемся.
Здесь национализм идет сверху. Положение русских внизу в целом не самое плохое. То, что наверху кричат, мол, русские - завоеватели, это уровень трепа, не более. Говорил я тут с якутским националистом... (Атаман повел могучими плечами.) Умные люди всегда договорятся. Вот я его спрашиваю: сколько было якутов по первой ясачной переписи? Три тысячи пятьсот душ, а сейчас почти 500 тысяч. Разницу чуешь? Математическую? Вот ты стоишь передо мной. Якут, знаешь свой родной язык. У тебя есть культура - якутские художники и писатели, якутский театр и газеты... Какие мы тебе завоеватели, мы братья! Он подумал-подумал и говорит: ты прав! А эта легенда знаменитая... Якобы в середине 90-х какой-то якут кричал в автобусе: «Мы все с папками будем ходить, а вы с метлами!» Мало кто знает, какая концовка у этой легенды. Так вот старый якут так и сказал этому пассажиру: «Если они (русские. - Прим. авт.) отсюда уедут, тебе метелка не понадобится, ты забудешь, что это такое!» В общем, парень этот вышел на следующей остановке, стыдно ему стало. А все поехали дальше, в одном автобусе - и русские, и якуты.

КОМПЕТЕНТНО

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, член «Общественной палаты»: Национальные республики - кормушка для местных кланов

- Мина была заложена германскими романтиками. От них идею «права наций на самоопределение» перенял Бисмарк, который эту идею воплотил в жизнь, слепив из множества княжеств единую Германию. Идею переняли и русские большевики, увидевшие в «национально-освободительной борьбе» возможность развалить государства и весь капиталистический мир.
Давняя мина сработала, как только в 1991 г. лопнули проржавевшие скрепы КПСС. Деструктивное прилагательное «титульный» было мгновенно подхвачено советской номенклатурой, занявшейся «национализацией» власти.
Укрепление России в путинский период пригасило этот энтузиазм, но он никуда не исчез. Подогреваемые из-за рубежа попытки раскрутить финно-угорский мотив «угнетенности», к счастью, не дали сколько-нибудь существенного результата. В Татарстане Шаймиеву удалось охладить наиболее горячие головы. Но казанский журналист яростно убеждал меня, что латиница гораздо лучше передает оттенки произношения татарских слов, чем кириллица! А у входа в мечеть в Набережных Челнах на вопрос, заданный по-русски, можно услышать: «Вы тут в гостях, говорите по-татарски!» Удалить ядовитые сорняки можно только одним способом - признать наконец, что есть только одна нация - Россия, в которой мирно сосуществуют и развиваются крупные и малочисленные этнокультурные общности.
Якутия президента Штырова стоит особняком, тенденция выдавливания неякутов из системы управления и системы высшего образования подтверждается немалым числом компетентных якутов по крови, осознающих себя и гражданами России.
Мало кто обращает внимание на факт, что практически вся прибыль от продажи алмазов возвращается в Якутию в виде субсидий из федерального бюджета, обеспечивая там наивысший уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя - свыше 50 тыс. руб. в год (в соседней Магаданской области в два с половиной раза меньше). Все сливки с этого потока снимает местная семейно-клановая бюрократия. Теоретически есть путь искусственного, нажимного изменения ситуации, но он чреват неприятностями. Есть другой путь - вхождение на территорию агентов экономического развития, будь то госмонополии или частные корпорации, тесно сопряженные с общегосударственными интересами и в минимальной степени зависящие от локальных элит.
И есть основания полагать, что в ближайшие годы изменения пойдут именно этим путем. Тогда пережитки «минной» операции полуторавековой давности вроде нелепой практики заключения договоров между органическим целым и органическими его частями отомрут так же, как рано или поздно отмирают все пустые формы.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Заместитель начальника УФНС Республики Саха Никита Ли-Фу сообщил корреспонденту «КП», что регистрация «Русской общины» будет восстановлена в ближайшее время. Вместо «неправильного» ИНН, из-за которого организацию лишили статуса юридического лица, общине будет присвоен новый, «правильный». На вопрос, кто мог изменить ИНН общины, чиновник ответил: «Никто, это технический сбой».

Дмитрий СТЕШИН

http://rusobshina-yakutia.narod.ru/kpstesh.htm

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18146
    • Просмотр профиля
Re: Якутия
« Ответ #2 : Ноябрь 02, 2013, 08:19:38 pm »
Голод в Якутии: люди часами стоят на морозе в очередях за картошкой и луком

02.11.2013 06:33
Автор: Дмитрий Макаров

В Якутии из-за раннего ледостава и обмеления рек возникли проблемы с доставкой продуктов и горючего. Грузовые корабли не могут дойти в северные районы республики. Продовольствие туда доставляют самолетами, что уже сказалось на ценах. Кроме того, пока в регион доставлена только половина топлива для котельных, которые переводят в режим экономии. Наиболее сложная ситуация сложилась в поселке Белая Гора.

Сейчас в Арктике – очередной пик нехватки продуктов. Завезенные самолетами товары разлетелись в считаные часы. Картофель стал причиной большого скандала в поселке Белая Гора. Возмущение местных жителей вызвало появление объявлений, где сообщалось, что овощи будут продаваться исключительно для сотрудников бюджетных организаций по списку.

Очередь за овощами выстроилась за несколько дней вперед. Дело дошло до драки. "Я не присутствовала лично, но слышала, что даже сотрудников полиции пришлось вызывать, — рассказывает Ирина Садовникова, жительница поселка Белая Гора. — Люди очередь занимали с 4 утра. Мне только один мешок достался. Потому что там стоять надо заранее, люди стояли и морозились. Один килограмм лука стоит 130 рублей. Да вплоть до того, что туалетная бумага стоит 30-40 рублей".

Продукты в поселках заканчиваются – жители ожидают следующий так называемый "зеленый" рейс. Картошка, лук и колбаса, как и в прошлые годы — настоящий деликатес для жителей заполярных поселков. "Сейчас выполняются несубсидированные авиарейсы, поэтому цены на продукты довольно высокие, — говорит Галина Служаева, заместитель председателя республиканского Государственного комитета по ценовой политике. — Это связано с большими затратами на перевозки. Фрукты, овощи, молочные продукты и колбаса всегда доставлялись авиарейсами. И не субсидировались".

Водитель Андрей Галкин за 25 лет стажа изучил дороги Якутии как никто другой. За эти годы на своем "КамАЗе" он побывал в самых труднодоступных поселках. Андрей собирается в числе первых начать доставку продуктов в районы, оказавшиеся в критическом положении. "Завезем! Да, работа будет, довезем, — уверяет он. — Думаю, все получится".

Из-за мелководья суда с топливом и продуктами питания не могут дойти до потребителя. Дальнобойщики становятся настоящими спасателями. Восполнять ошибки речников им придется в сезон критических морозов и полярной ночи, преодолевая тысячи километров бездорожья и наледей, по количеству которых Якутия находится на одном из первых мест в мире.

Пока автозимники не функционируют, надежда остается только на авиацию. Очевидно, что необходимый объем грузов завезти не удастся. Дефицит продуктов в Заполярье продлится еще больше месяца. Только тогда "дороги жизни" хоть как то помогут исправить сложившуюся ситуацию".

Ситуацию в Якутии взял под личный контроль глава МЧС Владимир Пучков. Министр потребовал привести в готовность авиацию ведомства, чтобы при необходимости помочь в доставке продовольствия. Между тем, глава региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям Анатолий Скрыбыкин уверяет, что в пока регионе достаточно топлива и первоочередных продуктов питания.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1149437

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18146
    • Просмотр профиля
Re: Якутия
« Ответ #3 : Декабрь 24, 2014, 06:03:48 pm »
17:20, 24 декабря 2014
В Якутии составят электронную родословную всего населения


В Якутии в 2015 году начнется составление электронной родословной всего населения республики. Об этом, как сообщается на официальном сайте главы региона, рассказал руководитель общественной организации «НИИ генеалогии и этнологии народов Севера» Константин Аргунов.

По его словам, для реализации проекта необходимо перевести в электронную форму данные республиканских архивов. Планируется привлечь к этой работе все муниципалитеты Якутии и завершить ее в 2018 году. Технология, которая будет при этом применяться, появилась в результате генеалогического исследования 43 якутских семей.

«Методика позволяет создать родословную до шести поколений, это уже реальность», — заявил Аргунов на научно-практической конференции «Древо предков — поколениям молодых», посвященной проекту.

По его словам, конечным результатом станет «создание электронного хранилища родословной народа, и будущие поколения получат реальный шанс виртуального бессмертия».

Глава Академии наук Якутии Игорь Колодезников указал, что сбор сведений о наследственности граждан также поможет врачам сохранять их здоровье. «Очень многие болезни можно было бы предупредить и более эффективно лечить, зная те или иные особенности генетической истории индивида», — считает Колодезников.

По словам Аргунова, работа по созданию электронных архивов уже началась. «Мы начали создавать такие архивы в районах Якутии и намерены добиться того, чтобы они были в каждом поселении», — рассказал организатор проекта.

Проект создания единой электронной родословной осуществляется на средства гранта, предоставленного республиканским департаментом по развитию гражданских инициатив. По словам его организаторов, в будущем они хотели бы распространить полученный опыт в масштабах всей страны. Предполагается, что возможность узнать происхождение каждого гражданина будет способствовать повышению национального самосознания и воспитанию молодежи в духе патриотизма.

http://lenta.ru/news/2014/12/24/saha/

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 18146
    • Просмотр профиля
Re: Якутия
« Ответ #4 : Декабрь 21, 2018, 02:26:17 pm »

«Шитые Рожи» или шаманы для царя Петра I

Какие прекрасные юридические документы встречаются в начале XVIII века:

"Указъ сибирскому губернатору князю Черкасскому объ отпуске въ Петербургъ якутскаго жителя Дмитрия Кичкина съ инородцами, именуемыми «Шитыми Рожами», съ четырьмя шаманами и съ выходцомъ изъ Китая, умеющимъ читать и писать по манжурски и по никански; при чемъ дозволить ему, Кичкину, привезти товаровъ на 4000 руб."

Именуемыми «Шитыми Рожами», да-с… Это про татуированные лица шаманов с берегов Охотского моря. «По никански» - это собственно по-китайски.
Т.е. царь Пётр I в 1722 году затребовал в Петербург, цитирую дословно сей указ – «изъ Якуцкаго уезду шамановъ лутчихъ, которые пользуютъ отъ болезней и бутто угадываютъ, коликое число взять?»

«и бутто угадываютъ, коликое число взять?» - такое впечатление что шаманов первый русский император намеревался использовать то ли в карточных, то ли в политических играх… Однак вскоре ситуация изменилась, к 1724 году буйный царь-реформатор заболел и вновь вспомнил о шаманах-"шитых рожах", теперь уже для лечения.

Между темь даже царские указы тогда на другую сторону континента шли долго. Между Леной и Охотским морем тем временем в 1722-23 годах натурально провели конкурс на лучшего дальневосточного шамана с призом – поездка к царю в Питербурх... В итоге в Якустке составили «риэстр» лучшим шаманам, который и отправили царю.

С «риэстром» лучших шаманов явно ознакомился сам Пётр – вскоре он дословно повторил его в новом указе о шаманах от 21 февраля 1724 года, требуя немедленно доставить означенных к нему.

Цитата из царского указа с данным реестром (кстати, по нижеуказанным волостям можно точно установить этническую принадлежность шаманов):

«Реэстр шаманам.
Кангаланской волости: шаман Кучюнякъ Мазаринъ, онъ же Харабытик, шаманъ Уреыбасъ.
Кокуйской волости: шаманъ Сыдыбылъ Дабудаковъ, шаманъ Иктей Кривой.
Борогонской волости: шаманъ Банга, шаманъ Турчакъ Бучюко, шаманы: Тыкы, Кыпчыкова сынъ Мосхою, онъ же Саингы, шаманъ Кусенекъ.
Нерюптенской волости: шаманъ Могудеръ, шаманъ Ламуга Байтаковъ.
Намской волости шаманъ Кутуяхъ. Бахинского роду шаманъ Дегорень.
Мегинской волости Бырдый Кытынаковъ.
Сыланской волости шаманъ Байга.
Емконской волости шаманъ Дагысъ. Тагуйского роду шаманы Кулакай, Дебука, Челодай, Даку. Лучинского сынъ шаманъ Одуй.
Боронской волости Кусегей шаманъ Жарынъ. Дакырского роду шаманы: Тасъ, Силимъ, Чачикъ.
Ерканской волости Жаланъ Омолдоновъ шаманъ. Жарканской волости шаманъ Конлеку. Шаманы жъ Якуцкого города тамошние уроженцы pycкie люди: Федоръ Турбинъ, Семенъ Рубачевъ».

Резюмирую:
«шаман Кучюнякъ Мазаринъ, онъ же Харабытик» и тем более «шаманъ Уреыбасъ» - это, конечно, хорошо. Но «pycкie люди» Федор Турбин и Семен Рубачев в качестве сильнейших шаманов – это ещё лучше!

https://alter-vij.livejournal.com/317545.html#comments