Что думаете о статье Рабина Леонида?
Rabin Leonid А теперь обещанные мои пять копеек к замечательному тексту Александра Кирпиченка про антисемитизм в бывшем СССР.
В иудейской традиции считается, что антисемитизм неискореним, и в "каждом поколении встают те, кто хочет нас уничтожить", а причина антисемитизма - в зависти темных гоев к народу Книги, избранному самим Создателем Мира.
Разумеется, это не так. Причина антисемитизма вполне рациональна, и она в том, что евреи как правило являлись экономической кастой и идеологической сектой в разных обществах, причем второе было следствием первого. Типичной ситуацией, иллюстрирующей это, было положение евреев в средневековой Польше, где евреи занимали функцию управляющих среднего звена, выжимавших соки из местного населения в пользу высшей касты - польской шляхты, которой самой было западло заниматься этой грязной работой. Для такой касты идеальной идеологией оказался сложившийся к средним векам иудаизм, отчуждавший его адептов от жителей стран, в которых проживали евреи, и культивировавший в мозгах адептов ненависть к окружающему их "гойскому миру".
Ленин это прекрасно понимал. Помню его высказывание: "Евреи все еще не нация, они до сих пор каста". Советская власть поставила себе задачу сделать из касты нацию. Примерно тогда же такую же задачу поставило себе сионистское движение. Вражда между советским режимом и сионистским движением была в значительной части результатом того, что они боролись на одном поле за одних и тех же людей, как нацисты и коммунисты в веймарской Германии.
Однако среди евреев было много носителей кастового сознания, воспринимавших как советский, так и сионистский проект как издевательство над ними, и пытавшихся удрать из зоны эксперимента в условный Египет, где тепло, кормят кашей и не заставляют тяжело работать. Разница в том, что в СССР эти настроения поддерживались идеологическими конкурентами с Запада, а в Эрец-Исраэль поддерживать их было некому. Как правильно написал Артем, "в отличие от борьбы с мифическим государственным антисемитизмом в СССР, борьба с реальной дискриминацией в Израиле не приносила хвалебных статей в западных СМИ и синекур по приезду в Землю Обетованную". Я бы только заменил "реальную дискриминацию" на лишение статуса привилегированной касты со всеми сопутствующими этому неприятностями, потому что я за 25 лет жизни в Израиле никакой "дискриминации" по сравнению с кем-либо из израильских граждан не почувствовал.
Второе. Антисемитизм в СССР процветал, как правило, там, где шла клановая борьба за синекуры и хорошие рабочие места в условиях переизбытка кандидатов. В рабочих коллективах, на великих стройках, там, где надо было реально работать, никакого антисемитизма не было, а была реальная дружба народов. В раннем СССР советская власть использовала евреев "по традиционному назначению" в качестве касты, давившей темную массу коренных, потому что больше просто негде было набрать массу минимально грамотных чиновников, готовых служить враждебному массе коренных жителей режиму. Однако это противоречило целеполаганию советского режима, и поэтому режим, укрепившись, начал отодвигать евреев от кормушек в пользу коренных кадров, что воспринималось евреями как антисемитизм. Это не уникальная ситуация только для евреев. Примерно в подобной ситуации оказались русские жители национальных республик, где уже после Войны начали выращивать и продвигать национальные кадры. Поэтому ментальность периферийных русских, живших в республиках бывшего СССР, очень похожа на ментальность диаспоральных евреев.
И третье, про Израиль. В Израиле термин "евреи" наполнился новым содержанием в силу того, что физически еврейский народ или миллет наполнили люди, ранее евреями не являвшиеся, и их потомки. Поэтому израильский народ так разительно отличается во всем от диаспорального еврейства, и это в целом нормальный народ. Он бы слился, я думаю, с израильскими палестинцами в любых границах, если бы не давление реальных хозяев израильского проекта, не живущих в нашей стране, но пытающихся сохранить ее в качестве убежища для себя, любимых, на случай нового Холокоста или подобных ему неприятностей. Которые в судьбе экономической касты, являющейся одновременно идеологической сектой, вообще-то на каком-то этапе неизбежны и неотвратимы.
PS. Интересен как прецедент Биробиджанский проект. Там "на пике", в 1950-е годы, евреи составляли примерно 40 процентов населения города Биробиджана и 25 процентов населения области. После этого их доля упала почти до нуля. Считается, что "евреи уехали", но это не так. Там в любом школьном классе и в любом трудовом коллективе есть люди с еврейскими фамилиями - потомки биробиджанских евреев. Но они русские во всех смыслах, считают себя русскими и не видят смысла в том, чтобы поддерживать еврейскую идентичность, говорить на языке идиш, исповедовать религию иудаизм и так далее. То есть, перестав быть экономической кастой, диаспоральные евреи просто теряют смысл "сепаратного" существования и очень быстро сливаются с коренным населением.
https://www.facebook.com/rabin.leonid/posts/10215788784607145