Автор Тема: Лев Гумилёв  (Прочитано 3712 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 17373
    • Просмотр профиля
Лев Гумилёв
« : Август 20, 2014, 02:58:29 pm »
Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва


   
Несмотря на шок, который весь мир испытывает от событий на Украине и вокруг неё, многие писатели и учёные их предсказывали. А теория Льва Гумилёва так и вовсе по пунктам объясняет всё, что сейчас происходит


Август 2014-го. Донецк. Каких-то полгода назад такие страшные картины существовали только в головах писателей. И учёных...
Недавно прочитал изданный в 2009 году фантастический роман Глеба Боброва «Эпоха мертворождённых». Да фантастический ли?.. Когда сегодня я просматриваю новостную ленту о событиях на Украине, меня не покидает чувство, что я продолжаю чтение этого романа. Ибо луганчанин Бобров описал войну между Новороссией (в романе она названа «Восточной Малороссией») и Украиной. Причём некоторые подробности разительно похожи на реальные события. Кстати, в недавнем интервью Бобров с сожалением признал, что события развиваются по предсказанному им сценарию.

И если бы в роли пророка выступил только Бобров… В последние годы вышло сразу несколько книг – и публицистических, и художественных – на эту тему.

Конечно, разбирающийся в вопросе человек мог всё это предсказать. В том числе и потому, что в нынешнем украинском кризисе задействованы законы этногенеза (процесса зарождения, развития и распада этнических общностей, этносов), которые сформулировал Лев Гумилёв, а интуитивно ощущают многие. (Между прочим, премьер-министр ДНР Александр Бородай – сын друга и последователя Гумилёва философа Юрия Бородая. Многозначительное совпадение…) Во всяком случае, положения теории Гумилёва помогают разобраться, что сейчас происходит на Украине и вокруг этой страны.

– Самые тяжёлые моменты в жизни этноса (а значит, и в жизни людей, его составляющих) – это смены фаз этногенеза, так называемые фазовые переходы. Фазовый переход (переход из одной фазы в другую. – Прим. авт.) всегда является глубоким кризисом, – говорил учёный, автор пассионарной теории этногенеза (ПТЭ).

По Гумилёву, этнос – это прежде всего одинаковый стереотип поведения, отличающий его от других этносов по принципу «свой – чужой». Изменение уровня пассионарности этноса в течение фазового перехода заставляет его части менять эти стереотипы. Тогда наступает раскол этнического поля. Очередной такой раскол наш этнос и переживает сегодня. Зримо он проявился в 1991 году, с развалом СССР. Плоды его мы пожинаем и сегодня, и не только на Украине.

Как на территории Западной Украины образовалась химера

Фазовый переход не всегда, но часто сопровождается расколом этнического поля. Для Российского (тогда ещё Восточнославянского) суперэтноса первый такой раскол произошёл чуть ли не в момент его рождения от пассионарного толчка XIII века, когда мир Древней Руси был разорван между Литвой и монголами. Тогда-то и образовались великороссы, а также малороссы и белороссы – этносы единого Российского (или иначе – Евразийского) суперэтноса, оказавшиеся в чуждом католическом окружении. И отношения между великороссами, с одной стороны, и двумя этими этносами – с другой (хотя тогда они все называли себя русскими) – были не всегда братскими. Достаточно вспомнить, что белорусы перерезали русских раненых после Куликовской битвы, а про запорожских казаков во время Смуты на Руси пели песню: «Запороги – вороги».

Галицко-Волынское княжество (территория нынешней Западной Украины) пыталось отколоться от Русского мира ещё в пору распада Восточнославянской общности. С тех пор Галиция до 1939 года, когда она была присоединена к СССР, никогда не входила в состав России. Тем не менее многие галичане, находясь в составе Австро-Венгрии, отстаивали своё право говорить «на правильной московской мове» и называться русскими. В годы Первой мировой войны австрийцы устроили настоящий этноцид, расстреливая прорусски настроенных галичан и тысячами загоняя их в концлагеря.

Так на территории Западной Украины окончательно сформировалась так называемая химера – этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность, то есть отношение друг к другу) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам.

Лев Гумилёв говорил:

– Вы знаете, вот между поляками и украинцами нет комплиментарности, комплиментарность отрицательная. На наш взгляд, они казались, эти украинцы (особенно западные), очень похожими на поляков. Но как они друг друга ненавидели!

Гумилёв сравнивал химеру с коммунальной квартирой – когда под одной крышей (на одной территории) вынуждены проживать люди, многие из которых друг другу неприятны.

Как химера породила антисистему

За последние 23 года химера, образованная на территории Западной Украины, в той или иной степени распространилась на территорию всей страны. Бывших русских, называющих себя «украинцами», которых тянет на Запад, из года в год становилось всё больше. И в итоге – сегодня именно они пришли к власти. В целом на Украине столкнулись два суперэтноса с отрицательной комплиментарностью – Российский и Европейский.

«Когда два разных (этнических. – Прим. ред.) ритма накладываются друг на друга, – писал Гумилёв, – возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно».

Это часто проявляется в мятежах и войнах, ведущихся порой со страшной жестокостью, что доказала, скажем, Волынская резня 1943 года, когда украинские националисты из ОУН уничтожили десятки тысяч этнических поляков (и не только их). Это доказывают и сегодняшние события – только уже не на Западе, а на Востоке Украины.

Иногда химеры порождают антисистемы. Что это такое? Подробно об этом феномене мы писали в «НВ» от 11.09.2013, а вкратце можно сформулировать так: антисистема – системное сообщество людей с негативным мироощущением. И на Украине антисистема появилась. Как всегда, в разных обличьях, но с одной сутью – стремлением к разрушению.

– Антисистема вытягивает пассионарность из этноса, как вурдалак, – отмечал Лев Гумилёв. – Её цель – не созидание, то есть усложнение системы, а упрощение, то есть перевод живого вещества в косное, косного – путём лишения формы – в аморфное, а это последнее легко поддаётся аннигиляции, являющейся целью поборников антисистемы.

Самой первой антисистемой на Украине было униатство. И, конечно, оно до сей поры сохраняет свой негативный потенциал. Даже в Ватикане к нему относятся с подозрением. Окормляемые униатами оуновцы совершали во время и после Великой Отечественной войны страшные преступления. А теперь за ними тянется «Правый сектор» – тоже типичная антисистема.

Что противостоит химере и антисистеме

Однако есть фактор, до сих пор поддерживающий Российский суперэтнос в относительной целостности. По Гумилёву, это православие. Не только православная вера сама по себе, но и православная культура. Это удержало русский этнос от распада в XIII и XVII веках, возможно, удержит и теперь.

– Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю, – говорил Гумилёв.

Однако – и здесь нам опять придётся уйти в глубь веков – в 1595 году под давлением польских властей и иезуитов возникла та самая Украинская грекокатолическая униатская церковь. Это пробило страшную дыру в русском этническом поле. Перешедшие в униатство православные быстро потеряли чувство своей принадлежности к Русскому миру. Они перекинулись на Запад (хотя тот принял их, кривя губы). А с Европейским суперэтносом, как уже было сказано, у Российского суперэтноса никогда не складывалось.

Переход русских в католичество порождал этническую деформацию. Могу сказать по себе: то, что мои предки по женской линии, русские дворяне, где-то в XVII веке приняли католичество и стали польскими шляхтичами, порой вызывает во мне некий когнитивный диссонанс. Впрочем, думаю, этот диссонанс сильно сгладился от того, что моя бабушка вернулась в православие.

Отметим, что, как писал Гумилёв, в XVII веке «всё православное население Польши называло себя именно русским, тогда как слово «украинец» обозначало просто жителя окраины. При этом русские, жившие в Русском государстве, чётко отделялись от русских Польши и назывались «российскими». Такое различие представляет типичную фиксацию общей суперэтнической принадлежности».

Православные подвергались в Речи Посполитой постоянному давлению и дискриминации со стороны Католической церкви, польской шляхты и их факторов-евреев. Это привело к нескольким кровавым восстаниям казаков против коронного правительства и наконец присоединению части Украины к Московскому государству.

«И ведь нельзя сказать, – пишет Лев Николаевич, – что безграмотные украинские казаки или белорусские крестьяне понимали теологические различия между православием и католичеством. Никому из них и в голову не приходило интересоваться таковыми различиями, ибо для множества людей определённое вероисповедание выступало прежде всего индикатором принадлежности к вполне определённому коллективу – «своим».

Именно поэтому ежегодные визиты Патриарха Московского и всея Руси на Украину (в этом году визит сорвался из-за войны), борьба против автокефалии Украинской православной церкви, концепция патриарха Кирилла о Русском мире и русской цивилизации (Святейший прекрасно знаком с трудами Гумилёва) – всё это служит преодолению раскола этнического поля. И именно поэтому украинские нацисты и недоброжелатели России из-за границы с такой ненавистью относятся к этим концепциям.

Как пассионарии сражаются друг с другом

Нынешние события подтверждают теорию Гумилёва и в той её части, что касается такого понятия, как пассионарность, – основного понятия пассионарной теории этногенеза. Напомним, что пассионарий – это человек, в котором стремление к идеальной цели превалирует над инстинктом самосохранения.

Согласно ПТЭ убыль пассионариев приводит к ослаблению этноса. Фаза надлома, которую пережил (или переживает?) Российский суперэтнос, – чреда революций, репрессивных кампаний и войн – сильно проредила пассионарный фонд. Но уже ощутима деятельность новой генерации пассионариев. Одно из свидетельств этому – восстание в Новороссии против захватившей в стране власть антисистемы. И, что бы там ни уверяла пропаганда украинских СМИ, российских и прочих добровольцев на Донбассе гораздо меньше, чем взявшихся за оружие местных жителей. Причём среди этих местных жителей много тех, кто приехал на Донбасс всего несколько лет назад.

Этот механизм тоже описан Гумилёвым:

«Признак пассионарности в ходе этногенеза как бы дрейфует по территории страны от центра к окраинам. В итоге к финальным фазам этногенеза пассионарность окраин этнического ареала всегда выше, чем пассионарность исторического центра. Схема процесса очень проста: люди энергичные, стремясь избавиться от пристального внимания начальства и обрести побольше простора для деятельности, покидают столицы и едут осваивать новые земли».

Похоже, на Украине – окраине Российского суперэтноса – произошло именно так. А с началом восстания туда потянулись пассионарии и из России.

Однако нельзя забывать, что противостоят им тоже пассионарии, но пассионарии антисистемы (ориентированной на разложение этноса). И кто выйдет победителем, знает только Бог.

Каковы шансы Российского суперэтноса на преодоление раскола и регенерацию

«О всеобщее ощущение единства (русского и украинского этносов. – Прим. ред.), как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти, – писал Гумилёв. – Два близких этноса – русский и украинский – соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза».

Впрочем, нельзя забывать и о внешних влияниях, которые порождают, как выражался учёный, «зигзаги истории»:

«Было бы смешно отрицать, что людские замыслы и дела рук человеческих влияют на историю, и подчас очень сильно, создавая непредвиденные нарушения – зигзаги – в ходе исторических процессов. Но мера влияния человека на историю вовсе не так велика, как принято думать, ибо на популяционном уровне история регулируется не социальными импульсами сознания, а биосферными импульсами пассионарности. Образно говоря, мы можем, подобно резвящимся глупым детям, переводить стрелки на часах истории, но возможности заводить эти часы мы лишены. У нас роль самонадеянных детей исполняют политики. Они по своему почину переводят стрелки с 3 часов дня на 12 часов ночи, а потом страшно удивляются: «Почему же ночь не наступила и отчего трудящиеся спать не ложатся?»

Похоже, и тут учёный был совершенно прав. Ведь из той же оперы стремление польских магнатов сделать из русских казаков послушных «хлопов», или российских либералов – влиться в «общеевропейский дом», или нынешних украинских властей и значительной части общества стать Европой. Принцип «свой – чужой» работает вопреки политической карте мира.

Возьмём Закарпатье. На этой территории сосуществуют несколько разных народов – русины, венгры, поляки… В СССР, да и на нынешней Украине, закарпатские русины считались этнографической группой украинцев. Но большая часть из них считает себя русскими и ведёт борьбу за национальное самоопределение, хотя последние 23 года власти Незалежной широко применяют против них репрессии и пытаются насильственно украинизировать.

…Конечно, сегодня «свидомых украинцев» (то есть представителей химеры) стало гораздо больше, чем было, скажем, в советские времена. Но осталось и множество тех, кто, называя себя «украинцем» в смысле гражданском (политическом), по-прежнему остаётся русским и по языку, и по стереотипу поведения. Причём они есть не только на сражающемся Юго-Востоке, но и по всей стране. Конечно, распределяются они неравномерно – на Западе страны больше «свидомых». А теперь они, как уже было сказано, захватили власть в стране и тянут её в ЕС.

Но Лев Гумилёв предупреждал:

– Соединение двух суперэтносов как таковых невозможно, но остаётся возможным отрыв отдельных этносов и присоединение их к другому суперэтносу…

То есть соединение Российского и Европейского суперэтносов невозможно, а вот отделение малоросского этноса – вполне.

Так какой же прогноз можно сделать, основываясь на положениях теории Гумилёва? В одном из последних своих интервью учёный сказал:

– Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава.

Очевидно, это практически научное завещание Гумилёва было услышано властями – недаром они столь интенсивно развивают процесс евразийской интеграции. А вот на западе евразийского мира раскол, похоже, непреодолим.

Вряд ли удастся сохранить целостность Украины. (Вопрос лишь в том, на сколько частей она распадётся.) Ясно, что западные области, которые пытаются подмять под себя всю страну, не в силах этого сделать, о чём свидетельствуют военные неудачи на Юго-Востоке. Крым уже отошёл к России, и она его обратно не отдаст. Одесса подавлена, но подпольное сопротивление там продолжается. Брожение в Закарпатье может вылиться в новую войну – недавно карпатороссы заявили, что возьмут в руки оружие, если киевское правительство введёт в их область войска. (Примечательно, что их поддержали в этом живущие в Закарпатье венгры.) Неспокойно и в Сумской области. Но даже если все эти очаги сопротивления будут потушены (а это может случиться лишь при массированной помощи Запада, которой пока нет) и произойдёт новый этноцид русских, сопротивление ему в разных формах может продолжаться долго. Ко всему прочему надо учитывать и фактор России, которая в любой момент может вмешаться в конфликт, защищая соплеменников.

В этом случае вероятно возвращение к конфигурации XVII века, когда Украина была поделена по Днепру между Россией и Речью Посполитой. Но есть и более печальный для Украины исход – продолжить существование в границах древнего Галицко-Волынского княжества. В этом случае остальная территория отойдёт к России (возможно, будет разделена между Россией, Польшей и Румынией) или на ней появятся несколько независимых государств.

кстати

Гумилёв считал, что украинский этнос состоит из девяти субэтносов, различающихся и по ландшафту обитания, и по времени вхождения в Украину, и даже по этническому субстрату. Это Буковина, Подолия, Полесье, Крым, Новороссия, Слобожанщина, Закарпатье, Галиция и Северская земля. Причём Крым, Новороссия и Слобожанщина находятся на границе великорусского и украинского этносов. А население Северской земли изначально вообще не было славянским.

Гумилёв яростно отрицал всяческий национализм:

– Мало сказать, что любой национализм слеп. Надо всячески разоблачать его вредоносную сущность, его коварные приёмы психологической обработки. Конечно, как и во всех сферах жизни, на национальных отношениях сказались перекосы сталинистской политики, издержки застойного времени. Однако не будем закрывать глаза на то, что и сегодня есть группы людей, заинтересованных в сохранении межнациональных трений, готовых ради своей выгоды покуситься на святая святых – дружбу народов.

http://varjag-2007.livejournal.com/6593257.html

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 17373
    • Просмотр профиля
Re: Лев Гумилёв
« Ответ #1 : Август 01, 2015, 08:53:17 pm »
Россия вступила в инерционную фазу

В 2012 году ― 770 лет битва на Чудском озере. 12 апреля 1242 года на Чудском озере произошла битва новгородцев под предводительством Александра Невского с Ливонским Орденом, известное как Ледовое побоище.

Невская битва и Ледовое побоище ― первые доказательства нарождения нового суперэтноса ― Великорусского. Пройдя несколько фаз в своём историческом развитии, Россия вошла в инерционную фазу этногенеза.

Гумилёв отводит суперэтносу срок жизни в полторы тысячи лет. Если считать от «первых русских» ― Александра Невского и его дружины ― прошло больше половины срока ― восемь веков. За эти столетия, по Гумилёву, Россия прошла большой исторический путь.

1200 гг. ― возникновение нового этноса русских на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов. Закончился инкубационный период фазы пассионарного подъема Куликовской битвой в 1380.

До 1500 года в фазе пассионарного подъема началось формирование суперэтноса и произошло объединение Великороссии.

В 1500-1800 гг. ― образование суперэтноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала в акматической фазе этногенеза. За эти три века произошло объединение под властью Москвы народов Евразии от Прибалтики до Тихого океана, создание российского суперэтноса.

После 1800 гг. Российская империя вступила в фазу надлома, характеризующуюся резким снижением пассионарности суперэтноса, нарастанием внутренних конфликтов, «гражданскими войнами». Древняя Русь в фазу надлома прошла распад славянского единства и образование отдельных государств. В нашей истории в 1991 году наступил распад империи-СССР и образование 15 самостоятельных государств.

Что актуально для России начала XXI в.? России предстоит осмыслить и начать жить в соответствии с инерционной фазой этногенеза, а не цепляться с признаки было имперского величия свойственного прежним фазам развития.

Сам Лев Гумилёв пишет по этому поводу «От Руси до России», М., ДИ-ДИК, 1993,: «Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время — фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу… Если сделанное нами допущение верно, а мы пока не знаем фактов, ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит пережить инерционную фазу — 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям».

Окончание фазы надлома сопровождается резкое снижением пассионарности суперэтноса. Верно ли, что Россия вступила в инерционную фазу этногенеза?

Поищем ответ у Гумилёва: господствующие императивы фаз этногенеза следующие:

«Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе!» ― надлом;

«Дайте же жить, гады!» ― переход к инерционной фазе;

«Будь таким, как я!» ― инерция;

«С нас — хватит!» ― переход к фазе обскурации.


Первый великорусский человек

Александр Ярославович Невский родился в 1221 г. первые его подвиги по защите русских земель датируются 1240 и 1242 гг. (по данным открытых интернет источников и Википедии).
При защите новгородских земель от шведов Александр ночью 15 июля 1240 года с сравнительно небольшой дружиною новгородцев и ладожан врасплох напал на лагерь шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились для отдыха, и нанёс им полное поражение — Невская битва. Сам сражаясь в первых рядах, Александр «неверному кралю их возложил остриём копья печать на челе». Победа в этой битве продемонстрировала талант и силу Александра, с тех пор Невского.

5 апреля 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Точный ход сражения неизвестен, но, согласно ливонским хроникам, орденские рыцари оказались в ходе боя окружены. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду.

В русских же летописях это отображено так: «Немцы же и чудь пробишася свиньёю сквозь полки». Затем войска тевтонского ордена были окружены русскими и уничтожены, другие немецкие отряды отступили во избежание той же участи: «Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили»

Существует устойчивый миф, отражённый в исторической литературе начиная с XVI века и закрепленный в кинематографе, что лёд Чудского озера не выдержал тяжести доспехов Тевтонских рыцарей и треснул, в результате чего большая часть рыцарей просто утонула.

Из-за изменчивости гидрографии Чудского озера, историкам долгое время не удавалось точно определить место, где произошло Ледовое побоище. Только благодаря длительным исследованиям, проведенным экспедицией Института археологии Академии наук СССР , было установлено место битвы. Место сражения летом погружено в воду и находится приблизительно в 400 метрах от острова Сиговец.

В связи с неправильным подсчётом даты битвы на Чудском озере по Новому стилю, День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над крестоносцами (учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года«О днях воинской славы и памятных датах России) отмечается 18 апреля вместо правильного 12 апреля — так как разница между старым (Юлианским) и новым (Григорианским) стилями в датах XIII века составляла 7 дней (относительно 5 апреля по старому стилю), а 13 дней — только в датах XX—XXI веков.



Россия вступила в инерционную фазу этногенеза

Насколько я помню теорию этногенеза Льва Гумилёва, Российский (великорусский) суперэтнос в 1991 году вступил в фазу этногенеза, называемую инерционной. На эти размышления меня подтолкнул пост Александра Селиверстова «Кончилось наше время?», отражающий мироощущения семидесятников, опубликованный в Открытых Омских заметках. Немного теории из открытых интернет источников для тех, у кого в библиотеке нет книги Льва Гумилёва ;)


Фаза этногенеза — в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, стадия процесса этногенеза, определяемая направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряжения в этнической системе.

Фаза этногенеза характеризуется:
а) направлением изменения и уровнем активности этнической системы в целом (миграционной, демографической, хозяйственной, идейно-политической, военной, природопреобразовательной);
б) господствующими в данной фазе типами пассионариев определенного уровня (эти уровни колеблются от обычного стремления к благоустройству до жертвенности), а также количеством и ролью субпассионариев;
в) единым для данной фазы общественным императивом поведения;
г) степенью внутренней сложности системы, характеризуемой пределами и направлением изменения количества подсистем (субэтносов);
д) направлением изменения и уровнем резистентности этнической системы.Кроме того, все фазы имеют особые, присущие только им отличительные признаки.


В традиционном изложении цикл этногенеза состоит из следующих фаз, а именно:

фаза подъема (Российский суперэтнос XIII — XV вв) – фаза интенсивного роста пассионарного напряжения, характеризуемая энергичной экспансией нового этноса, резким ростом всех видов его активности

акматическая фаза (Российский суперэтнос XVI — XVIII вв.) – фаза временной стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем для данного этноса уровне. Характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом субэтносов, предельной частотой событий этнической истории;

фаза надлома (Российский суперэтнос XIX — XX вв.)– начало снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, возникновение порождаемых взаимной враждой пассионариев острых конфликтов внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

инерционная фаза (началась с 1991 года) – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей. Эпоха Возрождения и вообще всякое возрождение интереса к культурному строительству и к культурным достижениям прошлого очень часто свидетельствуют о начале упадка пассионарности – пассионарии интересуются не прошлым, а настоящим и будущим;

фаза обскурации – окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического «нулевого» за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Окончательная деградация этнической и общественной системы, в которой из-за преобладания субпассионариев становится невозможной любая конструктивная деятельность, за исключением направленной на удовлетворение элементарных жизненных потребностей;

реликтовая фаза – окончательное завершение процесса этногенеза, стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне при одновременном достижении гомеостаза с окружающей средой, «прозябание», исключающее как эксцессы, так и какую бы то ни было историческую активность.

Продолжительность цикла этногенеза составляет около 1200-1500 лет, причем четыре первых фазы (подъема, акматики, надлома и инерции) длятся примерно по 250-300 лет, а заключительные фазы (обскурации и мемориальной) могут быть чрезвычайно короткими – по той причине, что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность окончательного прекращения существования этноса ввиду его ассимиляции или уничтожения другими народами. Русский народ, или в терминологии Гумилева «великорусский этнос», чье возникновение автор ПТЭ относит к XIII-XIV вв., в настоящее время находится в состоянии перехода к инерционной фазе, которую Гумилев называет «золотой осенью цивилизации»

Великий Гумилёв предрекает гибель великорусскому суперэтносу

Итак, после фазы надлома Россия вступила в инерционную фазу этногенеза.

Фаза надлома

Надлом ― переход от накала акматической фазы к разумному хозяйничанию инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет.

Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих» определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников. Процент субпассионариев значительно умножился за счет истребления консервативной части населения – гармоничных особей – людей наиболее законопослушных и трудолюбивых. Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные пассионарии легко могли навербовать себе бродяг-солдат из числа субпассионариев. Раньше их самовластное поведение наталкивалось на сопротивление других пассионариев. Теперь же, когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому столкновения эпохи революции и контрревволюции приобрели большой размах и стоили еще больших жертв.
В эпоху Совдепии репрессии стали повседневным занятием советской номенклатуры, причем имели массовые масштабы. Объектом гонений оказывались не только «классово-чуждые» помещики и капиталисты, но и философы и интеллигенты, но и большей частью простые, трудолюбивые крестьяне. Их сажали, объявляя врагами народа. Гибли люди честные, гнушавшиеся доносительством, и талантливые, вызывавшие зависть, а размножались морально нечистоплотные тупицы, породившие поколение совдеповского обывателя. Конец фазы надлома и переход к инерционной фазе знаменует новый императив: «Дайте же жить, гады!».



Фаза инерции

Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать ее можно, изменив общественный императив. «Будь таким, как я», ― девиз инерционной фазы.

Посредственность уже в СССР становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными. Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов первой и всех последующих степеней необходимости – в достатке.

Л.Н.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса. В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзиями о неисчерпаемости природных богатств.
Но это – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, роковой фазовый переход. Люди нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов выжить, в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии начинают размножаться без ограничений, и поскольку являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить.



Затем следует переход к фазе обскурации, а с ней деградации и гибели всего суперэтноса.

Документы, контент, тексты, © Kun Guru, 2009 ― 2012

http://kun27guru.livejournal.com/22552.html

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 17373
    • Просмотр профиля
Re: Лев Гумилёв
« Ответ #2 : Июль 08, 2017, 01:07:44 am »
О жидах (Jews) и евреях (Hebrews)

Автор: Сергѣй Пилипенко 5 августа 2013 г. в 19:46
Отрывок из лекции «Сирия, Палестина, Карфаген». 2001 или позже.
 
Фаза активного или явного подъема евреев (вспоминайте вторую лекцию) приходится на исход, где первая фигура — Моисей. А заканчивается этногенез древних евреев при апостолах. И на том древнееврейский этнос исчезает. Значительная часть древних евреев становится первыми христианами. Другие евреи становятся лютыми врагами христиан, начиная новый этногенез. К этому мы будем еще обращаться. Во всяком случае, скажу сразу, что восстание Бар-Кохбы («Сына Звезды») в начале II века нашей эры, в правление императора Элия Адриана, это уже другой еврейский, другой иудейский этнос, остатки которого сейчас — сефарды. Нынешние «евреи» — вообще не этнос, а религиозно-культурная группа. А этносы — это сефарды, ашкенази (наши восточноевропейские ровесники), таты (кавказские иудеи), бухарские евреи. Честно признаюсь, ничего не знаю про этногенез бухарских евреев, они для меня загадка. Потому никогда не спрашивайте меня о них.
 
Видны все гумилевские тринадцать веков от Моисея до Спасителя. Видно, что такое их подъем — это исход из Египта и период судеб. Видно, что такое их перегрев или акматическая фаза — это создание царства. И царство разорвалось от переизбытка пассионарности. Как известно, в едином царстве евреев управляли всего три царя — Саул. Давид и Соломон. Этого мало. После Соломона оно разорвалось на два царства — Израиль и Иудею. Видно, к чему привел их надлом — к вавилонскому плену. Это нормальная фаза надлома. И видно, что такое их инерция — это их существование после возвращения из вавилонского плена, когда Кир Великий Персидский разрешил иудеям вернуться в Иудею и восстановить храм. Даже регенерация была у древних евреев по Гумилеву. Регенерация бывает не у всех народов. То был религиозный подъем Маккавеев, когда маленькая и уже достаточно задрипанная Иудея бросила вызов монархии Селевкидов и героически отстояла свои права.
 
А перед Спасителем и во времена Спасителя еврейский этнос переживает обскурацию, он рассыпается. Потому появляются саддукеи, которые не верили в посмертную жизнь, фарисеи (слово нарицательное, «фарисеи лицемеры», хотя ученые, благочестивые люди), эссеи, которые в общем-то ждали Христа и пытались проповедовать нравственность древнейшего Ветхого Завета, зелоты, которые хотели драться, сражаться и убивать. Классическая обскурация. Всё разваливается. Разваливается единство этнической системы и разваливается единство религиозной системы.
 
Теория Гумилева для христианства принципиально важна, потому что непонимание многими христианами этногенеза ввергает вас в одну из двух крайностей: либо крайность маркионитскую — отвержение Ветхого Завета («А чего нам до этих жидов?»), либо в крайность эбионитскую (евионитскую), когда мы начинаем подозревать, что они есть существа более высокого порядка, потому что они заключили завет с самим Богом и существуют вечно. А их нету, древних евреев уже 19 веков не существует! А наследники Ветхого Завета — христиане.
 
 
Отрывок из лекции «Сирия, Палестина, Карфаген». 2005.
 
Грубейшая ошибка, которую христианин никогда не должен позволять ни себе, ни окружающим — это отождествлять ветхозаветную веру и современный талмудический иудаизм, тех евреев и нынешних. Это не один народ, и это не одна религия. Это тяжелая ситуация, потому что такое рассмотрение (истории евреев, их предков и современных этносов, исповедующих талмудизм) от Моисея, если не от Авраама, прямо до наших дней проникло в энциклопедические словари. А это — довольно зловредное явление, потому что когда вы читаете статью, хотя бы даже мою, которая вам нравится, вы все равно принимаете ее критически, а когда вы открываете словарь, вы же за справкой туда лезете, а не полемизировать с автором словарной статьи.
 
 
Отрывок из лекции «Что такое народ (этнос, нация)». 2006.
 
Под словом «еврей» мы подразумеваем не менее шести этносов. «Евреи» — это вообще не этнос, а религиозно-культурная общность. Мы обычно имеем дело с одним из этих этносов, с восточноевропейскими евреями «ашкенази». Вот ашкенази — этнос.
 
***
 
Вопрос студента: Извините, а почему вы сказали, что евреи — это не этнос? Там ведь есть какие-то физиологические особенности.
 
Ответ: Нет, физиологических особенностей у них нет, потому что есть не менее четырех антропологических типов типичных евреев. И самый распространенный еврейский тип, про которого мы говорим «типичный еврей», — это так называемый арменоидный тип. Смешно, да, что арменоидный тип — это типичный еврей?! Это, соответственно, брахицефал, не очень высокого роста, склонный к полноте, черноволосый и склонный к быстрому раннему облысению. Но есть же и тип худощавого стройного еврея рыжеволосого и голубоглазого. Он встречается редко, но он встречается. Я много таких видел, в конце концов.
 
Так вот их антропологические типы разные. Это разные этносы. А то, что сейчас называется «евреями» — это реликтовые этносы «сефардов», то есть испано-итальянских евреев. Они родились примерно в эпоху Спасителя, а сейчас — реликт. Они давно прошли свои тринадцать веков. Это «таты» — горские евреи северного Кавказа. Их этногенез мне неизвестен. Это «бухарские евреи» — потомки иранских евреев. Это для меня совершенно не представимые, но они существуют, «фалаша», абсолютно чернокожие евреи из Эфиопии. Я даже в Иерусалиме пару фалаша видел. Евреи их ужасно не любят, но они такие абсолютно талмудически ортодоксальные евреи, но черные.
 
Вопрос студентки: А как это могло получиться — евреи черные? Они просто ассимилировались?
 
Ответ: Нет, там же рядом всё, допрыгнуть можно. Какое расстояние от Святой Земли до Эфиопии?
 
Студент: Но еврей может быть и атеистом, и мусульманином.
 
Махнач: Да, конечно. Правда, мусульманина не встречал, не знаю. А православным бывает в наше время. И что характерно, за два поколения такие перестают быть этническими евреями вообще. И не потому, что русские этого требуют, а потому что иудеи отторгают христиан. Да, христианство для всех открыто. Святитель Епифаний Кипрский, современник Златоуста, был не просто еврей, а вроде бы даже гипотетически сын раввина. Хотя нужно сказать, что по воспитанию он был абсолютный еврей, потому что он был зануда и начетчик. Он был, конечно, святой человек. Ведь не случайно он описание ересей составил. Он подробнейшим образом описал все уже тогда бывшие ереси. Между прочим, мечтаю, чтобы ящик противоядия, наконец, издали. Никто не смеет почему-то. Наверное, евреи не разрешают. У нас святоотеческую литературу издают, а вот Епифания не издали до сих пор.
 
Вопрос студентки: А где же евреи, которых Моисей из Египта вывел?
 
Ответ: А то был только что родившийся народ древних евреев. Он закончил свою историю во времена Спасителя. Кстати, классические тринадцать веков. А вот те, кто были до исхода, те были не евреи, те были их предки. И называть «евреем» Авраама может только абсолютно безграмотный человек. На таком же основании араб может сказать, что Ибрагим — араб, мы от него происходим.
 
Вопрос студентки: А бывает случай, когда иудаизм принимает не еврей?
 
Ответ: Да! Они это не поощряют. Они шовинисты, они этого не любят. Но это возможно. Если будешь просить, примут. Их мало, тех, кто перешел в иудаизм.
 
Вопрос студентки: А что такое «еврей» тогда?
 
Ответ: Религиозно-культурная общность «иудеи талмудические».
 
Есть загадочный народ, который не принадлежит ни к одной великой культуре, и ни к одной религиозно-культурной общности. Это караимы. Это потомки хазар. Они вроде бы иудеи. Иудеи их за своих не считают, но про них любят говорить, что они иудеи. А они отвергают Талмуд, они принимают только Ветхий Завет. Они существуют и до сих пор живут в Таврии. Я в Феодосии был в их магазинчике, купил очень заинтересовавшую меня книгу по истории караимов, жутко дорогую! В Прибалтике они тоже живут. Есть такой народ.
 
Вопрос студентки: Они этнос?
 
Ответ: Да, караимы — точно этнос. Но они не часть еврейского суперэтноса. По сути, евреи — это суперэтнос, несколько этносов, объединенных Ветхим Заветом, Талмудом, в какой-то степени культурной традицией, но несколько этносов.
 
 
Отрывок из лекции «О русской революции». 2008.
 
Вопрос студента: Я так понимаю, что вы уважаете Гумилева, да? Но чем построения Гумилева отличаются от марксистско-ленинской философии? Ведь у того, и у другого в истории всё происходит по закону. У марксистов смена формаций, а у Гумилева фазы этногенеза.
 
Ответ: Какая мне с этого разница, если появление новых этносов, смерть старых этносов видны вам, как и мне. Или вы мне сейчас, возражая Гумилеву или не возражая, найдете хоть одного римлянина?
 
Вопрос студента: А евреи?
 
Ответ: А древние евреи исчезли во времена Спасителя и Апостолов. А сейчас евреев не существует. Те, кого у нас (в России) называют «евреями», — это не этнос вообще.
 
Евреи разные. Евреи ашкенази — это другой этнос в сравнении с евреями сефардами.
 
Вопрос студента: А какова роль Бунда в революции? Или организации вообще значения не имеют, а имеют значение только какие-то объективные никем не управляемые процессы?
 
Ответ: Роль Бунда в революции ничтожна. Но, безусловно, нельзя назвать ничтожным моментом то, что подавляющее большинство этнических ашкенази если не поддержали революцию активно, то хотя бы пассивно. Это один из факторов — еврейское участие в революции, безусловно, конечно. Во всяком случае, это дает нам больше прав предъявить претензии евреям ашкенази — сефардов, видимо, в России совсем нет, и тогда не было — гораздо масштабнее, чем они предъявляют небезуспешно немцам, и назвать это «русским холокостом». Слово «холокост» всё равно греческое, а не еврейское. Да, дает. Это боковые факторы, участие в революции.
 
Вопрос студента: А что есть основной фактор?
 
Ответ: А основные факторы развивались в XVIII и XIX веках, они мною перечислены и указаны в этой лекции и в статье «Диагноз».
 
Вопрос студента: Независящие от нас факторы?
 
Ответ: Не надо повторяться! Я уже ответил вам один раз и не обязан никакому слушателю на один вопрос отвечать трижды! То, что уже произошло, существует действительно независимо от нас. Но ничего не произошло независимо от нас. Русское западничество создали люди, а не злой дух какой-нибудь. Но когда создали, тогда уже есть. Избавляться надо, совершать следующее сознательное человеческое действие!
 
Вопрос студента: А мы сейчас в какой фазе находимся?
 
Ответ: Не знаю. Либо в надломе по-прежнему, либо в фазе переходной от надлома к инерции в соответствии с теорией этногенеза. Это плохо, потому что межфазовые переходы, утверждает тот же Гумилев, хуже, чем сами фазы. Понятно, да? Немножечко корректируются стереотипы поведения. Они этнические, безусловно, но корректируются.
 
Кстати, отвечаю вам, хотя вы прямо не спросили, но спросили косвенно. Ну, в самом деле, почему по-польски «жид», по-чешски «жид», по-английски «жид», по-немецки «жид», а вот по-русски «жид» говорить неприлично? Я не слышал, чтобы какой-нибудь американский жид оскорблялся на то, что он — Jew. А ведь в английском языке слово еврей есть. Английский перевод Нового Завета содержит послание св. апостола Павла евреям, но только там не «to the Jews», а «to the Hebrews». А очень просто. Я полагаю, не навязывая вам свою точку зрения, что жиды стремятся стать «евреями», что они сумели проделать только в России, не потому, что это слово чем-то оскорбительно, иудей — слово как слово, а потому что они хотят хотя бы нам доказать, что они те самые евреи, которые были при Моисее. Претензия на нарушение теории этногенеза. А то были абсолютно другие евреи.
 
 
Все отекстовки фонозаписей лекций историка Владимира Махнача
https://www.facebook.com/notes/417435128377147

https://www.facebook.com/notes/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%87/%D0%BE-%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%85-jews-%D0%B8-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D1%8F%D1%85-hebrews/417429195044407/?hc_location=ufi

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 17373
    • Просмотр профиля
Re: Лев Гумилёв
« Ответ #3 : Январь 17, 2018, 11:04:31 pm »
<a href="https://www.youtube.com/v/gJWbvdXrk00" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/gJWbvdXrk00</a>

Vuntean

  • Administrator
  • *****
  • Сообщений: 17373
    • Просмотр профиля
Re: Лев Гумилёв
« Ответ #4 : Май 06, 2018, 12:29:04 am »
<a href="https://www.youtube.com/v/1Wm05jdp7_A" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/1Wm05jdp7_A</a>